Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как сформировалось православие?

ПсихологияХристианство+3
Константин Подыганов
  · 7,9 K
Христианин, любитель музыки  · 27 июл 2020

Доброго вечера.

Дополню имеющиеся ответы своими выводами, которые будут касаться формирования православно-христианского вероучения.

1.Для начала необходимо разобрать, как появилось слово "православие" и что оно означает.

Слово "Православие" в христианском контексте стало популярным до образования отдельной конфессии. Так уже во 2 веке этот термин встречается в употреблении в сочинениях Христианских апологетов, например Климента Александрийского. Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского в 3 веке, а официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (4 Вселенского собора) в 451 году. Со времени византийского императора Юстиниана (VI век) слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви. Именно в связи с появлением различных ересей в Христианской Церкви этот термин стал популярным. Поэтому Православием можно назвать Христианство, которое не было повреждено различными человеческими заблуждениями. К Православию можно отнести слова апостола Павла из послания к Тимофею: Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Если бы не было множества губительных заблуждений касаемо Христианского вероучения, то использовать термин "православие" у христиан не было бы нужды. Но так как история показала совершенно обратную картину, использование термина "православие" абсолютно было обусловлено.

2.Как сформировалось такое Православное Христианство, которые мы знаем тема отдельной и большой статьи. Здесь отмечу отдельные этапы его формирования методом цитирования некоторых фрагментов книги Л.А. Тихомирова "Религиозно-философские основы истории". Отдел 5 Христианская эпоха. Глава 31. Выработка догмата:

Выработка правильного вероучения с первых времен составила одну из главнейших христианских задач и на формулировку главнейших догматов потребовалось несколько столетий. Выработка догмата потребовала огромной затраты сил и сопровождалась ожесточенными спорами, доходившими иногда до междоусобной войны. В конце концов Церковь, которую общий догмат должен был объединить, на этой же почве раздробилась на несколько исповеданий. Наблюдая эту борьбу и разделения, некоторые спрашивают: для чего было вовлекаться в это дело? Не лучше ли было верить без точности формул, хвалить Бога, жить с Ним, жить и между собою в любви и согласии? Это мнение, однако, очень поверхностно. Самая напряженность борьбы показывала, до какой степени была необходима эта работа, и без ясности догмата масса христиан, без сомнения, раздробилась бы на такое бесчисленное количество сект, что христиане перестали бы совершенно понимать друг друга и предметы своей религиозной жизни.

Без сомнения, сущность христианства заключается в жизни со Христом. Но для этого надо же знать Христа, не смешивать Его ни с Дионисом, ни с Озирисом, ни с Кришной. Сам Христос учил не только как надо жить, но и жизни по вере. Он объяснял ученикам, что такое Он, что такое Отец, что такое Дух Святой. Забота о правильном веровании наполняет писания апостольские. С первых же шагов приходилось понять разницу между христианством и иудейством. Уже самому апостолу Петру пришлось столкнуться с родоначальником гностицизма – Симоном Волхвом. При первых же шагах к эллинам христианство наталкивалось на учение о Логосе, на разные синкретические толкования христианского учения. Немыслимо было бы оставлять такой хаос мнений без внесения в него ясного света.

В установке учения труд первенствующей Церкви был громаден. Он был прежде всего поставлен на почву знания того, что Спаситель делал и говорил. Сначала все это излагалось устною проповедью апостолов, которая оставляла в церковных общинах предание, потом свидетельствуемое мужами апостольскими. Но очень скоро учение стало записываться, так что к концу I века явились документы апостольской проповеди, отчасти уже и разработанные; первое Евангелие от Матфея написано через 20 лет после вознесения Спасителя (50–60 гг. по Р. X.), Евангелия Марка и Луки – между 60-ми и 70-ми годами. Евангелие Иоанна и Апокалипсис – к концу I века. Несколько ранее явились «Деяния», а период апостольских Посланий охватил период 40–65 гг. по Р. X. Кроме того, у христиан с самого начала был полный канон Ветхозаветных книг. К 1 веку относится апостольский Символ веры и Постановления апостольские, хотя впоследствии исключенные из канона. Что касается «Учения 12 Апостолов» – эта сводка относится, вероятно, ко 2 веку.

Преемниками апостольской проповеди были так называемые мужи апостольские и апологеты, Учители Церкви и Отцы Церкви. Это – длинный список имен различной степени таланта и заслуг: Варнавва (ум. в 76 г.), Климент Римский (ум. в 101 г.), Игнатий Богоносец (ум. в 107 г.), Ерм, Поликарп Смирнский (с 80 по 166 г.), Дионисий Ареопагит (умер в начале 2 века), Аристид, Кодрат (оба при Адриане), Иустин Философ (крестился в 133 г., ум. в 150–166 г.), Милитон Сардикийский (около 150–200 г.), Минуций Феликс (150–200 гг.), Татиан (около 150 г.), Феофил (168–181 гг.), Афинагор (около 170 г.), Эрмий (2–3 вв.), Киприан (2–3 вв.), Арнобий (3 в.). Были еще малоизвестные – Аристон, Мильтиад, Клавдий Апполинарий. Общеизвестны громкие имена Климента Александрийского, Иринея Лионского , Оригена, Тертуллиана. Работа, исполняемая всеми этими лицами, была сложна и разнообразна, им приходилось полемизировать и против языческой философии, и против гностиков, и против иудейства, и в то же время приводить христианское учение в систему, критически проверять документы вероучительные и исторические, отбрасывая из них все выдуманное, искаженное, поддельное и апокрифическое.

Таких поддельных сказаний, даже псевдоевангелий, было множество; и, пока не была произведена работа критической проверки, им верили даже и очень авторитетные учители христианства (как Климент Александрийский). Из этого видно, как необходима была чисто ученая работа над источниками вероучения. Без этого невозможно было бы охранить истинное христианское учение от вторжения идей языческих и противохристианских, которые рвались со всех сторон.

......

А между тем с понятием о существе Бога и существе тварном связаны все остальные явления и понятия религиозной жизни. Отношения человека к Богу, вопрос о свободе и нравственной ответственности, о спасении, об эсхатологии – все складывается совершенно иначе, в зависимости от нашего понятия о том, что такое Божество и что такое человек. Догматические вопросы поэтому были полны жизненного религиозного значения.

Божественная личность Спасителя также получала совершенно разные толкования в зависимости от понятия о существе Божества. Представления греческой философии о Логосе как высшей силе космоса, входящей в состав его законов, подрывали значение Личности Спасителя. Приводимая к значению некоторой «мировой души», или демиурга, Личность Спасителя также утрачивала свое истинное значение. Поэтому-то догматические определения и сосредоточивались с первых же времен на Личности Христа, Слова Божия, Сына Божия, и на вопросе о Пресвятой Троице.

Жизнь со Христом всецело зависела от того, что такое Христос и что такое Бог.

Мы достаточно видели значение представлений о Личности Христа как Логоса и о его природе – Божественно-человеческой. Догматическим определениям в этом отношении требовалось решить лишь ряд частностей, как-то: о соединении Божественного и человеческого естеств в Иисусе Христе, о единстве или двойственности Его воли, а в дальнейшем, – вопрос о Пресвятой Деве как «Богородице» или только «Христородице». Не станем рассматривать этих богословских споров и отметим лишь то, что невозможно было бы без правильного представления об этих вопросах правильно вступать на путь жизни во Христе.

Значение догмата Пресвятой Троицы состоит в частичном указании самой природы Божества, в отличие от природы тварной. Существо Божие, конечно, непостижимо. Но догмат Пресвятой Троицы дает возможность понять то, что оно действительно отлично от существа природы тварной. А это особенно важно в христианстве, так как при вочеловечении Бога, при соединении Его с природой тварной могла бы особенно возрасти опасность антропоморфизма.

Антропоморфизм, то есть уподобление Бога человеку, составляет в религиозном отношении явление очень опасное, так как приводит ко множеству заблуждений. Он, в первичном своем проявлении, истекает из очень правильного наблюдения, отмеченного уже в 1-м отделе («Богоискание и откровение»). Замечая в себе духовные свойства, имеющие по своему характеру явно абсолютный характер, а между тем проявляющиеся в нем лишь в относительном виде, человек заключает, что где-то должен быть Абсолютный Источник тех же свойств, то есть Бог. Но это наблюдение может привести и к ошибкам. В уме человека «абсолютное» легко представляется в виде чего-то «очень большого». Божество на этой почве начинает представляться как существо, подобное человеку, но гораздо более сильное. Такова точка зрения политеизма. Когда же является пантеистическое представление, божество начинает казаться огромным резервуаром тех же свойств, которые в малом виде концентрируются в человеке. Обе эти формы антропоморфизма одинаково ведут религиозную мысль к искажению.

.......

Мы видели при обрисовке языческих философий бытия, что мысль о человекобожии весьма древняя. Общий ход развития можно определить так, что антропоморфизм начинается инстинктивным человекобожием, а оканчивается сознательным человекобожием. Дело начинается с анализа божественной природы на основании природы человека и кончается признанием истинно божественного достоинства за человеком.

Из всех религиозных представлений мировой истории было лишь одно, которое не только не приводило к такому выводу, но делало его невозможным. Это именно христианство – благодаря его учению о природе Божества, и, главным образом, благодаря учению о Св. Троице. Из этого видно, как важен этот догмат и как необходимы были тринитарные обсуждения, взявшие столько времени и лучших сил в первые четыре века христианства.

Христианство утверждает, что существо Божие непостижимо. На словах то же самое говорят и некоторые другие философии бытия (йоги, Каббала, Плотин), однако оно у них аналогично человеку, ибо природа и человек эманируют из божественной субстанции. Если даже оговорить, что божество эманирует лишь частично, то и это ничего не изменяет, ибо эманирующая частица представляет все-таки божественную субстанцию, выражает в себе ее природу. Поэтому уверения в непостижимости этой природы не имеют определенного смысла, тем более что человек после разных метаморфоз погружается в именуемое «Абсолютное», а это возможно лишь в том случае, если он обладает той же сущностью.

Возможность отождествления сущности мира и человека с сущностью божества совершенно пресекается только в христианстве, и не потому, что оно словесно говорит о непостижимости природы Бога, а потому, что оно хотя частью, хотя слегка открывает природу этого непостижимого Существа, и таким образом, дает некоторое понятие о том, что природа Бога действительно совершенно отлична от природы мира и человека.

Это познание открывается двумя пунктами учения: во-первых, тем, что Бог сотворил мир из ничего; во-вторых, учением о Св. Троице.

Бог создал мир из ничего, вызвал из небытия, а не из своей субстанции. Мир возник не в виде эманации, а как чистое творение из ничего, из небытия. Ничего подобного творчество нашей природы не способно произвести. Для творчества нашей природы мыслима лишь деятельность комбинатора, устроителя, демиурга, то есть мы, по своей природе, можем мыслить лишь устроение новых форм из существующего материала. Непостижимое для нас «создание из ничего» показывает нам, что Божественная природа совершенно не такова, как наша.

Тот же факт открывается из учения о Св. Троице. Что такое Св. Троица? Это Единица, представляющая три «Ипостаси», то есть три Личности, имеющие некоторые личные особенности. Это не значит, чтобы существовало три Бога одной и той же божественной сущности, как может быть триумвират людей, обладающих одной и той же природой и представляющих некоторую коллективность.

Св. Троица не есть коллективность. Она представляет единицу – «монаду». «Каждая из них (Лиц, Ипостасей), – говорит Григорий Богослов, – по тождеству сущности и силы имеет единство к соединенному (то есть Св. Троице) не менее, чем сама с собою» (в Ипостаси. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Тринитарный вопрос (учение о Св. Троице). Сергиев Посад., 1914. С. 500, 505, 511).

......

Характерную черту христианского догмата составляет то, что он, определяя истинное понимание о Божестве, постоянно отвергает все концепции, основанные на объяснении Божественной природы посредством природы тварной. Поэтому догмат не объясняет истины, непостижимые уму, а по преимуществу воздерживает ум от того, чего не надо думать. Истина восстает ясно только в своей непостижимости. Бог един, но троичен. Для разума это непостижимо. Таковы же соотношения Лиц Пресвятой Троицы. Такие же непостижимые истины устанавливаются в христологии. Естества Богочеловека – неслиянны и нераздельны. У Него две воли, но неразлучно, неслиянно и нераздельно. Таким образом, догмат устанавливает опять нечто непостижимое. Философствование о Божестве при таких условиях становится невозможным, но тем самым верующий приводится к благоговейной жизни с Богом. Мы должны знать Бога, но догматы исключают знание рациональное и тем самым приводят к необходимости знания духовного, сердечного, основанного на единении со Христом. Своим общим характером догмат приводит к необходимости жизни мистической, таинственной, благодатной.

.....

Догмат, собственно, и значит «обязательное верование». В общем можно сказать, что обязательно верование во все, что сказано в Откровении, каковым должно считать все Священное Писание и Священное Предание. Но множество мест Св. Писания допускают различные толкования, и во многих отношениях (даже, вероятно, в большинстве случаев) нет признаков, по которым то или иное толкование должно считать обязательным. В различении обязательных догматических верований очень прочно было усвоено правило Викентия Лиринского обязательное верование есть такое, которое было всегда, у всех и повсюду (semper, ubique, per omnibus). Но это правило легче выставить, чем решать на основании его все возникающие вопросы, так как во многих случаях никак нельзя доказать, чтобы данное верование разделялось всеми, всегда и повсюду. Таким образом, в области догматики многое очень спорно и допускает широкое место личному верованию. Это, впрочем, совершенно правильно. Мы знаем, что при злоупотреблении догматизмом можно было объявлять ересью даже вращение Земли около Солнца. Такие буквоедные догматические утверждения, не принося никакой пользы вере, только вредили ей, выставляя ее в противоречии с самыми достоверными приобретениями научного разума. И Церковь, в своем целом, была совершенно права, ограждая догматической обязательностью то, что необходимо для основной цели христианства, – жизни со Христом.

.....

Хоть один богослов на сервисе. Очень хороший ответ.

Алексей Кл., доброго вечера. Благодарю вас за поддержку! Но я конечно не богослов, а просто стараюсь отвечать вопросы не отходя от православно-христианского вероучения...Часто пользуюсь таким хорошим ресурсом http://bible.optina.ru/

А так я процитировал отрывок из замечательной книги Л.А. Тихомирова. Если вы ее не читали, то очень советую - познавательная и написана в Христианском духе..

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений  · 29 сент 2018  · izm.io
Православие опирается на 7 вселенских соборов, последний из которых был проведён в 787 году. Деяния, т.е. постановления, этих соборов и сформировали основную суть и форму православия. Помимо этого, существенное значение имеет 4-й Константинопольский собор 879 года, который был поместным, но часто почитается как 8-й вселенский и не признаётся западными христианами (он... Читать далее
Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
Когда начала иссякать приход варягов-викингов в дружины киевского князя. Князь задумался откуда набирать... Читать дальше
Профессионально занимаюсь материалами для клеевого золочения.   · 28 июл 2020
А может быть кто нибудь сможет ответить на вопрос, почему мы называем нашу веру "православной", а наша церковь зарегистрирована как "ортодоксальная"? В чем разница между "ортодоксальная" и "православная"? В каком году ввели в обиход термин "православный" и при чем тут патриарх Никон? Кем являлись на самом деле "раскольники"? Какую веру называли на Руси - православной... Читать далее
Религиовед, ведущий передачи "Гик Zona" на "Теос Медиа"  · 30 июн 2020  · music.yandex.ru/album/7293489
Православие начало формироваться в I тыс. н.э. в результате деятельности семи Вселенских соборов и влияния Византийской империи (христианского Востока, в отличие от Запада, представленного Римом и Папой). В 11-15 вв. произошел окончательный разрыв Востока и Запада, связанный со взаимными анафемами Константинопольского Патриарха и Папы в 1054 г., разграбления... Читать далее
Хожу отбрасываю тень с лицом нахала; не отвечаю на вопросы где уже больше 5 ответов...  · 30 июн 2020
Есть два аспекта: теологический и культурный. Теологический аспект. Первый момент. Православие более древнее (с точки зрения теологии) чем католичество, т к оно не приняло нововведений, которые произошли в западных Церквях (не одной Римской Церкви, а Церквях). Одно из этих нововведений - "фелиокве" в Символе Веры (архиважная молитва в христианстве, по сути дела это... Читать далее
Пролетарий умственного труда.  · 29 сент 2018
Если очень кратенькую версию событий - то всё началось ещё с раскола между римом и константинополем. К тому моменту как Владимир решил .что неплохо бы наконец Русь в большой мир выпустить и принять какую-то крутую религию, раскол между этим двумя ветвями уже оформился. Далее - Владимир рассылает своих товарищей  на поиски... ГРАААЛЯ. шучу. на поиску нормальной веры для... Читать далее