Сейчас есть много онлайн-курсов методистов, один из таких закончил неделю назад и я.
Конкуренция на рынке большая. Интересно мнение работодателей - какой скиллсет методиста релевантен для вас?
Какие кандидаты у вас успешно проходят собеседование?
Целый год (апрель 2020-2021) я нанимал педдизайнеров в Практикум. Кстати, наши вакансии со списком требований лежат здесь.
Перед ответом уточню, что отвечаю на часть вопроса в пояснении (что нужно иметь, на что мы смотрим), а не в заголовке (как стать). Кажется, первая вас больше интересует.
Итак, Практикум при найме педдизайнеров смотрит на:
Методическая база. Педдизайнеру нужно не только иметь опыт создания курсов (что тоже важно и клёво). Нужен ещё понятийный аппарат, чтобы этот опыт мочь отрефлексировать и понять — почему тот или иной результат получился после конкретных действий.
Поменяли, например, последовательность занятий в курсе, а одно убрали → студенты стали в целом хуже достигать образовательных результатов и больше «отваливаться». А что, а почему? Возможно, потому что не учли, что в такой последовательности студентам раньше достаётся блок с большей когнитивной нагрузкой и через него проходят только хорошо подготовленные.
Вывод: владение теорией и инструментами методическими нужно не ради факта, строчки в резюме, а чтобы повысить вероятность сработавших решений.
Список конкретных теорий и инструментов можно найти в вакансиях, но в целом такой (если описывать по шагам ADDIE c довеском):
Методический опыт (искали миддлов, в крайнем случае продвинутых джунов). Думаю, очевидный пункт, но поясню. У нас методисты — в каком-то смысле локомотивы. Самостоятельно ведут большие программы: несколько месяцев, много контента и других слоёв обучения, через которые достигаем образовательных и других результатов. Чтобы специалист мог это делать, нужно иметь опыт работы с разными слоями, программами.
К тому же, опыт работы даёт ещё и опыт приземления методической базы в работу — как эта теория или инструмент именно у меня применяется и влияет на продукт. В этой части (как и в любой) при первых применениях все дрова ломают. Поэтому и искали специалистов, которые хотя бы по базовым пунктам ошибок насовершали раньше.
Методическая аргументация. Пункт исходит из первых двух — методисту важно аргументировать свои решения методическими же аргументами, а не «так делали на прошлой работе» и «нам так показалось». Методические аргументы — это всё, что имеет под собой опору на методические теории и инструменты с учётом контекста применения.
Пример: «В этой программе мы используем case-based learning, потому что у всех студентов есть опыт работы в теме, он разный, а цель обучения — чтобы на выходе умели решать конкретные ситуации и у каждого было как можно больше способов попробованных способов решения: даже тех, о которых мы не рассказывали, но порекомендовали одногруппники. Case-based learning как раз даёт рамку, чтобы люди с опытом обсудили свои подходы к решению конкретных ситуаций и предложили».
Насмотренность. Кроме знания теории и инструментов придуманных раньше, методисту важно знать, что происходит и происходило на рынке (особенно не в России). Какие проекты есть, кто, в каких случаях и какие методики применяет, фишки и приколы. На мой взгляд, это второй большой источник роста экспертизы методической (первый — изучение базы). То есть вы свою копилку «Сделали→Получили→Использовать в таком случае для такого результата» не только своими проектами наращиваете (долгий путь), но и «бесплатные» для себя находки находите.
Самоходность. Одно из самых важных качеств, которые появляется часто, когда есть предыдущие (но не всегда только поэтому). Как я писал, методисты у нас = локомотивы. Это значит ещё и то, что они — экспертный методический центр в команде продукта (программы). То есть они определяют и говорят команде, где что-то с методикой не так, как сделать лучше и направляют её работу (какие шаги делаем, кто нужен, etc). Чтобы мочь это делать, нужно быть самоходным — определять себе и другим задачи, критерии успеха, оценивать результат брать ответственность, не бояться говорить о проблемах и предлагать решения.
Список может показаться чрезмерным. И да, в нашей практике были люди, у которых не хватало чего-то. Тем не менее в целом это портрет человека, которого мы искали, чтобы он(а) мог(ла) быстро и без сложностей начать самоходно работать.