Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как устроен человек. Что об этом говорят теории?

ОбществоФилософия+3
Анонимный вопрос
"Искатели истины"
  · 3,7 K
Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека…  · 27 июн 2023
Философы, говоря о человеке обращают наше внимание что человек состоит главным образом из двух сущностей: души и тела. И в том соединении главное (первичное) отводят душе (Платон, Плотин), т.е. духовной сущности.
В отношении того, что она собой являет среди ученых и философов нет однозначности. Так представители материализма говорят что душа есть всего лишь свойством высокоорганизованной материи мозга, а некоторые из них называют ее всего лишь некоторым «продуктом»… В.И. Ленин: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи». Но при этом ни «свойство», ни «продукт» не есть собственно бытие или субстанция, ибо есть (согласно им) вторичное, т.е. <нечто> производное от первичного коим <и> есть телесное и материальное (бытие). К подобным выводам они скорее всего подходят умозрительно и слишком поверхностно. Что вводит дополнительно в неопределенность в этом вопросе. Подобное возникает вследствие того, что это познание происходит главным образом на основе субъекта и его рациональных способностей. И в этом и другом он нередко оказывается т.с. в одиночестве (без поддержки опыта и эмпирического) и ему становится непосильным добывать необходимые знания. Что, скажем прямо, было не всегда простыми для самых видных философов в истории философской мысли и познания.
Другие – идеалисты с тем не согласны, ибо первичным признают бытие нетелесное и <даже> наделяют душевную сущность субстанциальностью (Декарт, Лейбниц, Гегель). Но ввиду того что она имеет нетелесную природу ее познание <напрямую> естественнонаучным методом становится в немалом проблематичным. Вместе с тем они отмечают (факт) тесной связи между душой и телом (Платон, «душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему»), несмотря на различие их природ. И тут вопрос: как это происходит, как это возможно?
Итак, при всем том субъект со своими рациональными возможностями познания нуждается в <объективной> поддержке со стороны. Ну скажем хотя бы с той стороны что есть область опыта, эмпирических наук: в том смысле как она работает в теле, в человеке, где она находится чтобы делать какие-то дополнительные вывода и получать материал для размышлений, анализа, выводов.
Вследствие того, что она имеет нетелесную природу то этому роду бытия присуща непространственность. Далее, из того что она связана с человеком на протяжении всей его жизни – можно делать следующий вывод – да, конечно она должна быть субстанцией и как той что есть простое и неделимое. И при этом не следует упускать из виду то что она, хотя и имея нетелесную природу, все же связана с телесным. Но опять-таки вопрос – с каким? Коль она связана с телесным то возможно в ней есть нечто телесное или имеет к нему отношение – согласно принципу отношений («подобное относится с подобным»). И тогда опять вопрос: что может быть ее носителем?
На ум приходит мысль что это может быть только атом (он неделим, несколько отождествим с точкой, т.е. с тем что походит на непространственное, согласно Сексту Эмпирику, «точка имеет смысл монады») и не молекула, ибо состоит не из одного (атома). Стало быть, образованное из множественного не подходит как о том мыслит античный философ Плотин.
Немецкий философ Лейбниц поэтому и начал утверждать, что душа есть монада или то что с другой (физической) стороны есть атом. Надо отметить что данная установка уже была отмечена намного ранее – древними. Так древние египтяне, по Гегелю, считали душу атомом, так ее мыслил и древнегреческий философ Демокрит.
А где она располагается в человеке над этим задумывался французский ученный и философ Декарт. По его предположению она находится в шишковидной железе мозга (Лейбниц: «Декарт пожелал ограничить место пребывания души, сделав седалищем ее шишковидную железу»), что для немецкого философа Лейбница было <точно> неудовлетворительным, ибо укоряет знаменитого философа что он (г. Декарт), «не решился утверждать, что она находится исключительно в некоторой определенной точке этой железы».
В самом деле, познание души со стороны ее природного существования и ее место, и роль в человеческом телесном помогло бы открыть и дополнительные знания о ней.
При этом философы предлагают и дополнительные резоны в пользу того что эти монады могут выполнять роль души. Душа являет собой совершенство, а таковое возможно оттого что она происходит от одного совершеннейшего (божественного) начала (Якоб Бёме, «наши души суть чада из семени Божия рожденные») для всего и им есть Единое, Первое и т.п. сущности. От этого начала имеют душу и жизнь.
Следуя этому надо полагать, что и живые клетки которые образуют человека суть (каждая) живое существо и должны иметь душу, но конечно не в том человечком выражении, а в более упрощенном, поскольку не имеют человеческого мозга.
(Как устроен человек …) > Как говорил Платон (и др. философы) главное в человеке есть душа, она управляет телом и всем человеком. Из чего должно следовать: она по такому положению должна занимать центр человека, из которого и определяет все остальное (в человеке). Согласно русскому философу Н. О. Лосскому, «центр каждой человеческой личности есть ее индивидуальное “Я” как особое онтологическое начало», «жизнь человеческой личности обусловлена не только биологическими процессами и социальной средой, но также и индивидуальным «я», как онтологическим ядром, которому в жизни личности принадлежит главенствующая роль». То будет логичным утверждать, что душевная сущность (= монада) обладает <и> большими энергетическими возможностями. От этого центра (как мыслит философ) исходит деятельность (субъекта), «субстанциальный деятель в этом мире есть отпадший член Царства Духа, т.е. особь» и энергию получает вне себя поскольку также <глубинно> есть «индивидуальная сторона сверхиндивидуального» («все особи, как бывшие члены Царства Божия, имеют одну и ту же сверхиндивидуальную сторону»).
Можно и так говорить: человеческое тело состоит из атомов, что есть по сути те же монады, и тут как еще раз не обриться к философу: «Всякая простая субстанция, или особая монада, являющаяся ее центром и принципом единства сложной субстанции (например, животного), окружена массой, состоящей из бесконечного множества других монад, образующих собственное тело такой центральной монады». (Лейбниц). И тогда «Такое живое существо называется животным, а его монада – душой».