Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы относитесь к тем изменениям, которые происходят сегодня в институте семьи?

ИнтервьюЛюдмила улицкая
Julia Varshavskaya
  · 419
писательница  · 16 мая 2017

Думаю, что институт брака, как и любой другой, переживает серьезный кризис. Христианская семья – это прекрасно, идеал замечательный: два чистых и невинных человека заключают брак и всю жизнь хранят друг другу верность в мире, согласии и взаимном уважении. Но я должна сказать, что за много лет не встретила ни одной пары, соответствующей христианским параметрам. Я знаю несколько крепких браков, но именно христианских – нет.

Тот факт, что семейный институт переформатируется, не вызывает никого сомнения. Противозачаточная таблетка – это большая революция, потому что женщина освободилась от страха нежелательного потомства и стала счастливее. Этот страх отравлял любые любовные отношения. Сегодня женщина стала гораздо спокойнее в этом смысле. Сегодня добрачный секс не является позорным, чудовищным и осуждаемым. Потому что так развивается социум, человеческий вид. Представьте нас сегодня в мире, где женщина может родить 11-15 детей за жизненный цикл! На Земле сегодня и так примерно 6,5 миллиардов. Ученые подсчитали, что планета технически не выдержит больше десяти. Кислород кончится, биосфера перестанет существовать. Виду нужно защищаться. Как? Снижать плодовитость. И она снижается. Эта великая заповедь «плодитесь и размножайтесь», на которой построена наша цивилизация, возможно, должна быть ограничена.

Кроме того, раньше брак скреплялся не только церковным обрядом, но и, в большой степени, необходимостью. Женщина физически не могла одна воспитать детей: мужчина работал, а она «сиську держала». Сегодня женщины стали профессионалами и не нуждаются в том кормильце, в котором нуждались их прабабушки. Эта перемена произошла не только в социальной сфере, но и ментальной, сознательной. Это абсолютно другое состояние женщины. После войны, когда мужчин было мало, многие женщины хотели иметь детей, но даже тогда рождение ребенка вне брака было очень постыдным. Помню московский двор: столик для домино, веревки для сушки белья, качели, тот особый, уже ушедший, дворовый социум. Тогда женщина, родившая вне брака, подвергалась всеобщему остракизму. Какие-то добрые тетки помогали, а остальные относились полупрезрительно.

Самое существенное изменение заключается в том, что человек больше не хочет быть несчастным в браке: если ему плохо, то он уходит. С точки зрения христианской морали нужно терпеть. Я, как дважды разводившаяся женщина, которая живет со своим нынешним мужем уже 40 лет, я понимаю, что методом проб и ошибок можно все-таки выйти на нужный компонент.