По мне, так должно совпадать несколько условий:
1)Самое главное отличие от авторитаризма, это желание воспитать (сделать) правильного человека. Поэтому власти пытаются контролировать практически все сферы жизни общества. Ограничивается доступ к «неправильной» информации. Также государство пытается оградить правильных («хорошо воспитанных» людей) от неправильных (которые воспитанию не поддаются): изолируют их или физически истребляют.
2) Негативное отношение населения к происходящему. Вот здесь у меня начинается путаница. Если власть изолирует тех, от кого большинство само бы с радостью избавилось – как это воспринимать. В демократических обществах, ведь, тоже государство берет на себя функцию изоляции от неугодных (маньяки, убийцы, террористы, сектанты). Более того, как я понимаю, в тоталитарном обществе, как правило, большинство довольны происходящим. Люди искренне рыдали, узнав о смерти Сталина. При этом, непонятно за что свергли Горбачева. Тут еще один вопрос: имеет ли право следующее поколение давать оценку тому, что происходило или это должны делать только свидетели эпохи, которые в праве решать, были их жертвы напрасны или «лес рубят – щепки летят». Допустим, мы имеем право оценивать прошлое, не спрашивая мнения современников. Тогда нужен еще один критерий
3) Негативное отношение потомков к данной эпохе. Тоталитарное государство не добивается поставленных целей. В противном случае, мы и будем теми «новыми» людьми и будем не способны оценить прошлое как что-то негативное. Мы будем считать это просто тяжёлым моментом истории (ожесточенная борьба с контрреволюцией, которую мы презираем, – само собой, что иногда доставалось и невиновным).
4) Историческая целесообразность. Петр I кому-то нравится, кому-то нет, но никогда не слышал, чтобы его считали тоталитарным правителем. Тоже самое с Иваном Грозным. То есть, читая историю, мы, как бы, прикидываем – насколько развиты были люди той эпохи. Если решаем, что недоразвиты – то не считаем режим преступным. Видимо, исходя из того, что по-другому с ними нельзя – не поймут. Возможно, когда-нибудь, через поколения недоразвитыми будут считать нас, а Сталина, к примеру, воспринимать как либерала и просветителя.