Да, скорее всего, никак особо не выглядело. Формальная ликвидация Западной Римской империи, когда 4 сентября 476 года рикс германцев-скиров Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола, была, так сказать, достаточно "камерным событием", его не показывали по телевизору и даже какими-то особыми сражениями, грабежами и погромами оно не сопровождалось. Современники вообще не воспринимали его как знаковое историческое событие. А вот собственно фактическое падение, уменьшение значения Рима в мировом масштабе (и даже в масштабе Апеннинского полуострова) было процессом длительным, растянутым не на одно десятилетие. Сопровождалось оно вторжениями варваров, разрушением экономических связей между провинциями, резким сокращением денежного оборота и товарного производства, пресечением торговли и, как следствие, массовым переходом жителей империи к натуральному хозяйству. В таких условиях, думаю, простому, рядовому римлянину было несколько не до высоких материй. А формальная власть над территорией его проживания, думается, относилась именно к таковым. Куда важнее для него были вещи попроще: кто будет защищать его лично и его семью от грабежа и насилия, кому, в какой форме, и самое главное, в каком объеме он должен заносить подати, и какие с него потребуются повинности.
Надо сказать, Одоакр, свергший последнего императора Ромула Августа (у которого даже кличка-то была соответствующая, "Августул", т.е. "Августеныш" или типа того), отнесся к Риму вполне адекватно: императорские регалии отослал легитимному, на его взгляд, владельцу: Императору Восточной империи Зенону, основал свое "королевство", охватывающее всю Италию. Византийский император, в качестве ответной любезности, возвел Одоакра в достоинство римского патриция, и формально "назначил" наместником. Против чего Одоакр ничуть не возражал, так как понимал значение имперского символизма в массовом сознании, особенно в глазах правящего класса, который формировался как из его дружинников и риксов союзных племен, так и из представителей старой патрицианской знати. Сохранился Сенат, на Ипподроме проводились масштабные скачки, даже строились кое-какие здания и дороги. Население Рима, хоть и сильно сократившееся за предыдущие варварские разгромы и гражданские войны, оставалось самым значительным среди всех городов полуострова, и одним из самых больших в мире. Действовала большая часть старых римских законов. В варварском королевстве (даже позже, во времена Теодориха Великого) сохранялась возможность для ученых изысканий и творчества личностей вроде Аниция Манлия Северина Боэция или Флавия Магна Аврелия Кассиодора Сенатора.
Иными словами, жизнь простого римлянина, конечно, с падением империи поменялась, но отнюдь не так радикально, как можно подумать.
думаю примерно так же как падение СССР для советского гражданина... ничего хорошего как вы знаете. но какие то варвары порадовались безусловно. Падение таких империй не проходит бесследно для их граждан. Поэтому ответы в стиле мол "для простых граждан ничего не произошло" я не принимаю. И для простых граждан это была трагедия в общей массе.
Но мы то- третий Рим!!! Софья Палеолог-императорская династия
Как для простого россиянина присоединение Крыма или. пандемия короновируса- сначала стресс,страшно,потом привыкли и пытались выжить.Потом просто жили дальше..
Для простого римлянина это была трагедия. Он перестал получать социальный пакет в виде "хлеба и зрелищ".
Да не совсем, они вписались в отношения с лимитчиками ставшими господами над ними.
Как делал кузнец подковы так и делал дальше:-):-)
А вот что стало с чинами??? Ведь пришедшии сами стали
Руководителями и чинами:-):-):-):-)
А старые ненужные чины пошли в крестьянство:-):-):-):-)
конкуренция за посадки под Римом выросла:-):-):-):-)
Римляне этого толком и не почувствовали. Все из-за того что плебеям запрещалось вообще вмешиваться в дела Сената. Только в определенные даты обычные граждане имели для этого право голоса. Государственный переворот произошёл в узком кругу лиц приближенных к дворцу
Прямо как у нас