Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие аргументы можно привести в защиту школьной литературы?

Прочитала пару статей, авторы которых рассуждали о бесполезности устаревшей программы школьной литературы. Доводы в основном были такие: отсутствие современных авторов (очень часто пункт вижу), «программа» не стремится соблазнить чтением, выхолащивание программой своих «любимцев», литература нужна только 5% выпускников и т.п. Ну, и конечно, зачем же читать подросткам про убийство старушек, если можно читать фантастику! Скажите, какие аргументы можно привести ЗА программу школьной литературы? Что можно ответить людям, которые говорят, что детям просто неинтересно читать произведения 19 века, а также то, что от учителя интерес особо не зависит (с чем я частично согласна)?

ОбразованиеЛитература+3
Жанна Мартиросян
  · 8,3 K
Лучший
Автор учебника и книг по литературоведению. Отвечу на вопросы по литературе, особенно...  · 26 февр 2021

Художественная литература, как и все в этом мире, не может существовать вне конкретной исторической обстановки. Даже в жанре лирического стихотворения она документ времени. При всем том, что художественный вымысел не является автоматическим повторением фактов реальной действительности, литература всегда дает читателю пластическое представление о движении истории.

В школьной же программе по литературе, кроме того, создается более или менее стабильная совокупность представлений об основных событиях истории и национальных духовных ценностях, рассчитанная на широкую аудиторию. Школьная программа по литературе - это путешествие по истории стран и народов, притом путешествие эстетическое, действующее на эмоции, - и, конечно, путешествие по жизни современников. Необыкновенно уместным будет напомнить, что решением ЮНЕСКО русская литература XIX столетия признана одним из величайших достижений мировой цивилизации наряду с Античностью и европейским Ренессансом. Если говорить об истории России более широко, то это период от XVIII века до примерно 1970-х годов. Без таких ценностей не может существовать никакое общество, а современное российское - тем более.

Нужно помнить, что одна из главных задач школьной программы по литературе - учить проходить историческую дистанцию. Эпопея Льва Толстого "Война и мир" здесь очень важна, потому что прошедшую через личную и эстетическую призму первую Отечественную войну забыть уже невозможно.

Вот и еще пример. От опыта современного читателя- подростка и даже студента проблемы и настроения советской эпохи отстоят сейчас достаточно далеко, но их можно внутренне пережить, обратившись, например, к написанному в 1932 году стихотворению Владимира Луговского "Красные чашки". Прямых советских символов там вообще нет. Текст можно найти в Сети.

Человек, который с детских лет, говоря образно, привыкает видеть и читать только о том, что происходит в его дворе или на его улице за окном, по большому счету, не будет знать ничего о жизни.

1 эксперт не согласен
Книги запросто существуют вне исторического контекста. Например - Дон Кихот никем больше в мире не воспринимается... Читать дальше

Вадим Фельдман, любовь к чтению технически можно прививать и комиксами. И что теперь?

Вы также ошибаетесь, обобщая восприятие "Дон Кихота" людьми, и эту ошибку ставите в основу своей аргументации.

А обстоятельства незнакомого нам времени все равно подгоняем под анализ своего времени. Это нормально.

На деле, это вообще ненормально.

Вы предлагаете считать нормальным применение современных стандартов для оценки исторических событий. До чего можно дойти с таким подходом показывает современная культура, где роль Анны Болейн исполняет чернокожая актриса.

"Любители читать вне исторического контекста" уже начали сносить памятники "нетолерантным" историческим персонам, потому что дают им оценку посредством "анализа своего времени".

Литература как раз обучает воспринимать адекватно обстоятельства незнакомого времени и видеть различия.

Историко-культурный аспект не мешает, а помогает укоренить определенные ценности в формирующейся личности. Поэтому школьникам следует читать русскую классическую литературу, чтобы способствовать преемственности поколений.

Человек, который с детских лет, говоря образно, привыкает видеть и читать только о том, что происходит в его дворе или на его улице за окном, по большому счету, не будет знать ничего о жизни.

Не хлебом единым...

Александр Ли, Вот именно. В конфуцианских обществах роль литературы в формировании личности всегда глубже и лучше понимали, чем на Западе, - особенно, в англоговорящем мире. Если говорить о "незападной" специфике России в лучшем смысле этого слова, то это литературоцентризм. Советское время, между прочим, отличалось в этом отношении от XIX столетия меньше, чем принято считать.

Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 23 февр 2021
Вы ведь на самом деле хотите не литературу в школе защитить, а преподавание "русской классики" 19 века, верно? Если бы мы говорили о литературе в школе как таковой - то да, она нужна. Например, для создания мета-языка, то есть возможности всей нации понимать друг-друга с полуслова, как поет Макаревич "Наше общее детство прошло на одних букварях". Но классика... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
"нужно дать школьникам альтернативу"... Споры о том, какие книги включать в программу по литературе, не... Читать дальше
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 22 февр 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Ну, литература, несомненно, в школе нужна, как и прививание любви ко чтению. Аргументы, в основном, те же, что на все времена: - приучить к чтению, как к одному из базовых навыков усвоения информации - расширение кругозора - развитие интеллектуальных способностей - развитие усидчивости и самодисциплины (хотя "Война и мир", на мой взгляд, перебор, о чём ниже) - получение... Читать далее
1 эксперт не согласен

Мнение автора отличается внеисторичностью трактовок, по меньшей мере.

Увлечений нет, должности нет, род деятельности неизвестен  · 22 февр 2021

Аргументы давно известны. Это грамотность речи и письма, тренировка памяти, навык чтения глазами и тд. Но что то идет не так в нашей школе и ВУЗах, если даже журналисты в публикациях сплошь и рядом допускают грубые грамматические ошибки. О орфографических я уже не говорю.

1 эксперт согласен
вы не поняли, что именно я имела ввиду. Я хотела сказать, что многие люди хотят поменять программу по литературе... Читать дальше
Когнитивные науки, Философия, креативность, психометрика, биология, Междисциплинарный...  · 22 февр 2021
Проблема «интереса» сталкивается с проблемой «знания» как такового, дело в том, что литература школьной программы учит понимать приёмы используемые в произведениях, читаемые сегодня современные авторы далеко ушли в усложнениях текста, и многие дети столнуться с непониманием, они не смогут анализировать текст и повторять действия писателя. А обучение, как мы знаем... Читать далее
Наука и искусство  · 22 февр 2021
Помимо очевидных развития грамотности, расширения словарного запаса и умения формулировать мысли, школьная литература формирует более-менее общий для всех выпускников тип мировоззрения. Для государства важно, чтобы народ разделял общие ценности, в противном случае есть риск получить раздираемое противоречиями общество, со всеми вытекающими. Идеология никуда не исчезает... Читать далее
Редактор Кью. Читаю и пишу. Иногда разговариваю и слушаю музыку.   · 22 февр 2021
То, что преподают в школе это, по сути, не литература, а история литературы. Хороший учитель сможет дать детям набор культурных кодов и инструментов, которые помогают формулировать свои мысли и понимать чужие. Можно видеть в Пушкине дурака с потными ладонями, а в Толстом абьюзера, присвоившего труд собственной жены. Но именно их выбрали на роль священных коров. И... Читать далее