Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие аргументы можно привести в защиту школьной литературы?

Прочитала пару статей, авторы которых рассуждали о бесполезности устаревшей программы школьной литературы. Доводы в основном были такие: отсутствие современных авторов (очень часто пункт вижу), «программа» не стремится соблазнить чтением, выхолащивание программой своих «любимцев», литература нужна только 5% выпускников и т.п. Ну, и конечно, зачем же читать подросткам про убийство старушек, если можно читать фантастику! Скажите, какие аргументы можно привести ЗА программу школьной литературы? Что можно ответить людям, которые говорят, что детям просто неинтересно читать произведения 19 века, а также то, что от учителя интерес особо не зависит (с чем я частично согласна)?

ОбразованиеЛитература+3
Жанна Мартиросян
  · 8,3 K
Наука и искусство  · 22 февр 2021

Помимо очевидных развития грамотности, расширения словарного запаса и умения формулировать мысли, школьная литература формирует более-менее общий для всех выпускников тип мировоззрения.

Для государства важно, чтобы народ разделял общие ценности, в противном случае есть риск получить раздираемое противоречиями общество, со всеми вытекающими. Идеология никуда не исчезает. Просто она преподносится не так грубо, как раньше. И ничего особенного в этом нет. В любой стране школьная литература работает похожим образом. (На Западе, например, сейчас идет пересмотр всей классики. Излишне, на взгляд прогрессистов, "белую", "патриархальную", "маскулинную" литературу разбавляют книгами других писателей.)

Не совсем корректно говорить о том, что русская программа не обновляется. Действительно, есть незыблемый на сегодня канон из произведений 19 века. Он был подобран специалистами не случайно. Ценность "Отцов и детей", "Преступления и наказания", "Аси", "Шинели" в универсальности поднимаемых тем. Разве не воспроизводится из раза в раз конфликт поколений? Разве исчезли максималисты Раскольниковы? Вот в этих книгах и исследуются на высоком художественном уровне вечные темы. Не нужно быть вундеркиндом, чтобы в "старых" сюжетах и персонажах увидеть современность и в то же время осознать, что эта самая современность во многом не так уж радикально отличается от того, что было раньше.

Но в современной программе есть немало писателей и 20 века. Причем, если в советской программе это были книги воспевающие советский строй, то сегодня это "Архипелаг ГУЛАГ" и "Собачье сердце". Потому что государство и общество сегодня другое.

Что касается произведений последних десятилетий -- это ещё большой вопрос, включать ли их в программу. Сколько ещё лет они останутся актуальными? Сто? Пятьдесят? Десять?

Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 23 февр 2021
Вы ведь на самом деле хотите не литературу в школе защитить, а преподавание "русской классики" 19 века, верно? Если бы мы говорили о литературе в школе как таковой - то да, она нужна. Например, для создания мета-языка, то есть возможности всей нации понимать друг-друга с полуслова, как поет Макаревич "Наше общее детство прошло на одних букварях". Но классика... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
"нужно дать школьникам альтернативу"... Споры о том, какие книги включать в программу по литературе, не... Читать дальше
Лучший
Автор учебника и книг по литературоведению. Отвечу на вопросы по литературе, особенно...  · 26 февр 2021
Художественная литература, как и все в этом мире, не может существовать вне конкретной исторической обстановки. Даже в жанре лирического стихотворения она документ времени. При всем том, что художественный вымысел не является автоматическим повторением фактов реальной действительности, литература всегда дает читателю пластическое представление о движении истории. В... Читать далее
1 эксперт не согласен
Книги запросто существуют вне исторического контекста. Например - Дон Кихот никем больше в мире не воспринимается... Читать дальше
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 22 февр 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Ну, литература, несомненно, в школе нужна, как и прививание любви ко чтению. Аргументы, в основном, те же, что на все времена: - приучить к чтению, как к одному из базовых навыков усвоения информации - расширение кругозора - развитие интеллектуальных способностей - развитие усидчивости и самодисциплины (хотя "Война и мир", на мой взгляд, перебор, о чём ниже) - получение... Читать далее
1 эксперт не согласен

Мнение автора отличается внеисторичностью трактовок, по меньшей мере.

Увлечений нет, должности нет, род деятельности неизвестен  · 22 февр 2021

Аргументы давно известны. Это грамотность речи и письма, тренировка памяти, навык чтения глазами и тд. Но что то идет не так в нашей школе и ВУЗах, если даже журналисты в публикациях сплошь и рядом допускают грубые грамматические ошибки. О орфографических я уже не говорю.

1 эксперт согласен
вы не поняли, что именно я имела ввиду. Я хотела сказать, что многие люди хотят поменять программу по литературе... Читать дальше
Когнитивные науки, Философия, креативность, психометрика, биология, Междисциплинарный...  · 22 февр 2021
Проблема «интереса» сталкивается с проблемой «знания» как такового, дело в том, что литература школьной программы учит понимать приёмы используемые в произведениях, читаемые сегодня современные авторы далеко ушли в усложнениях текста, и многие дети столнуться с непониманием, они не смогут анализировать текст и повторять действия писателя. А обучение, как мы знаем... Читать далее
Редактор Кью. Читаю и пишу. Иногда разговариваю и слушаю музыку.   · 22 февр 2021
То, что преподают в школе это, по сути, не литература, а история литературы. Хороший учитель сможет дать детям набор культурных кодов и инструментов, которые помогают формулировать свои мысли и понимать чужие. Можно видеть в Пушкине дурака с потными ладонями, а в Толстом абьюзера, присвоившего труд собственной жены. Но именно их выбрали на роль священных коров. И... Читать далее