Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие аргументы можно привести в защиту школьной литературы?

Прочитала пару статей, авторы которых рассуждали о бесполезности устаревшей программы школьной литературы. Доводы в основном были такие: отсутствие современных авторов (очень часто пункт вижу), «программа» не стремится соблазнить чтением, выхолащивание программой своих «любимцев», литература нужна только 5% выпускников и т.п. Ну, и конечно, зачем же читать подросткам про убийство старушек, если можно читать фантастику! Скажите, какие аргументы можно привести ЗА программу школьной литературы? Что можно ответить людям, которые говорят, что детям просто неинтересно читать произведения 19 века, а также то, что от учителя интерес особо не зависит (с чем я частично согласна)?

ОбразованиеЛитература+3
Жанна Мартиросян
  · 8,3 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 22 февр 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com

Ну, литература, несомненно, в школе нужна, как и прививание любви ко чтению. Аргументы, в основном, те же, что на все времена:

  • приучить к чтению, как к одному из базовых навыков усвоения информации

  • расширение кругозора

  • развитие интеллектуальных способностей

  • развитие усидчивости и самодисциплины (хотя "Война и мир", на мой взгляд, перебор, о чём ниже)

  • получение исторической информации в довеску к истории

Но с тем, что нынешняя программа, оставшаяся почти без изменений с советских времён, устарела, и что её необходимо кардинально реформировать, согласен на все 100! Потому что в "каноничном" виде, если учитель постарается ей следовать полностью, она способна вызвать лишь ненависть, да и в условиях общей нагрузки, непосильна для большинства учащихся.

Даже по отношению к СССР наполнение кажется несколько абсурдным. Почему, например, большую часть составляли авторы-дворяне, которые никаким боком не симпатизировали революционному движению? "Отцы и дети" - памфлет барина-западника И.С.Тургенева, направленный против радикально настроенных разночинцев. (Правда, в советское время там же изучали и "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, а сейчас, сколько знаю, нет). Ф.М.Достоевский - почвенник, консерватор, антисемит и пропагандист веры в Бога. Л.Н.Толстой, у которого в "Войне и мире" французская речь звучит едва ли не чаще, чем русская (и + его топорный перевод), и дело всё происходит то в имениях, то в аристократических салонах. А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" даётся в 9 классе, а это уже вообще издевательство - его и в зрелом возрасте читать непросто. Зато незаслуженно, IMHO, обойдён вниманием Н.С.Лесков. Только "Левшу", кажется, и читают. А ведь как раз у него множество небольших рассказов, достаточно легко читаемых, в которых предстаёт вся Россия того времени, причём достаточно чем-то похожая на нынешнюю. Вот ТУТ написал пост насчёт 3-х рассказов, которые можно и нужно дать вместо "Левши", желательно в 10-11 классах. Можно, при желании, найти ещё каких-нибудь писателей, у которых нет гигантских объёмов, философских размышлений планетарного масштаба, зато есть интересные описания каких-то бытовых деталей эпохи.

В том, чтобы ознакомить с какими-то фантастическими произведениями (опять-таки, надо небольшого объёма), ничего плохого нет. Но это не значит, что школьникам неинтересно про "старушек". Как раз "Преступление и наказание" читается довольно легко, как детектив (сам даже два раза в школе перечитывал). Благо, оно небольшое. Ну можно, на выбор, предложить, например, "Записки из Мёртвого дома"; а чтобы заинтересовать, немножечко перейти с высокого стиля поближе к простому народу, и объяснить, что это про то, как в XIX веке "на зоне чалились". Кстати, слышал, ввели изучение А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛаг" (или его уже заменили на Библию, что ещё большая глупость?). Лучше бы дали "Колымские рассказы" В.Т.Шаламова - вот уж что должно охладить пыл юных сталинистов, а то и вовсе выбить из башки всю дурь.

Насчёт "Войны и мира", так это вообще крайне не подъёмное в школьных условиях произведение, притом мало актуальное на сегодняшний момент. Или давать его в добровольном порядке, или смириться с сокращённым вариантом.

Да, очень желательно убрать все эти пространные темы для сочинений, построенные на устоявшихся мнениях критиков. "Значение сна Татьяны Лариной в раскрытии дальнейших событий "Евгения Онегина", "Что вынес Пьер Безухов из третьего диалога с Платоном Каратаевым?", "Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"(сам когда-то перемахнул, без малейших изменений из сборника готовых сочинений) и т.д. Поиск всех этих скрытых "глубинных" смыслов. Надо что-то более нетривиальное и интересное.

Надо глубже связывать изучение литературы с такими предметами, как "История", возможно ещё "География". У В.Ю.Драгунского среди "Денискиных рассказов" есть "Тиха украинская ночь". Так-то там это даётся в качестве абсурдно-комичной ситуации, а с другой стороны, в этом даже что-то есть, и можно было бы сделать интересную игру, закрепляющую знания с обеих сторон.

P.S: интересно, а в Ирландии "Улисс" Джеймса Джойса часом не входит ли в обязательные произведения школьной программы? Вот уж кому тогда не позавидуешь)

1 эксперт не согласен

Мнение автора отличается внеисторичностью трактовок, по меньшей мере.

А если конкретно?)

Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 23 февр 2021
Вы ведь на самом деле хотите не литературу в школе защитить, а преподавание "русской классики" 19 века, верно? Если бы мы говорили о литературе в школе как таковой - то да, она нужна. Например, для создания мета-языка, то есть возможности всей нации понимать друг-друга с полуслова, как поет Макаревич "Наше общее детство прошло на одних букварях". Но классика... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
"нужно дать школьникам альтернативу"... Споры о том, какие книги включать в программу по литературе, не... Читать дальше
Лучший
Автор учебника и книг по литературоведению. Отвечу на вопросы по литературе, особенно...  · 26 февр 2021
Художественная литература, как и все в этом мире, не может существовать вне конкретной исторической обстановки. Даже в жанре лирического стихотворения она документ времени. При всем том, что художественный вымысел не является автоматическим повторением фактов реальной действительности, литература всегда дает читателю пластическое представление о движении истории. В... Читать далее
1 эксперт не согласен
Книги запросто существуют вне исторического контекста. Например - Дон Кихот никем больше в мире не воспринимается... Читать дальше
Увлечений нет, должности нет, род деятельности неизвестен  · 22 февр 2021

Аргументы давно известны. Это грамотность речи и письма, тренировка памяти, навык чтения глазами и тд. Но что то идет не так в нашей школе и ВУЗах, если даже журналисты в публикациях сплошь и рядом допускают грубые грамматические ошибки. О орфографических я уже не говорю.

1 эксперт согласен
вы не поняли, что именно я имела ввиду. Я хотела сказать, что многие люди хотят поменять программу по литературе... Читать дальше
Когнитивные науки, Философия, креативность, психометрика, биология, Междисциплинарный...  · 22 февр 2021
Проблема «интереса» сталкивается с проблемой «знания» как такового, дело в том, что литература школьной программы учит понимать приёмы используемые в произведениях, читаемые сегодня современные авторы далеко ушли в усложнениях текста, и многие дети столнуться с непониманием, они не смогут анализировать текст и повторять действия писателя. А обучение, как мы знаем... Читать далее
Наука и искусство  · 22 февр 2021
Помимо очевидных развития грамотности, расширения словарного запаса и умения формулировать мысли, школьная литература формирует более-менее общий для всех выпускников тип мировоззрения. Для государства важно, чтобы народ разделял общие ценности, в противном случае есть риск получить раздираемое противоречиями общество, со всеми вытекающими. Идеология никуда не исчезает... Читать далее
Редактор Кью. Читаю и пишу. Иногда разговариваю и слушаю музыку.   · 22 февр 2021
То, что преподают в школе это, по сути, не литература, а история литературы. Хороший учитель сможет дать детям набор культурных кодов и инструментов, которые помогают формулировать свои мысли и понимать чужие. Можно видеть в Пушкине дурака с потными ладонями, а в Толстом абьюзера, присвоившего труд собственной жены. Но именно их выбрали на роль священных коров. И... Читать далее