Давайте начнем движение по часовой стрелке от станции “Площадь Гагарина”. Эта станция – долгострой. Возможность перехода со станции метро “Ленинский проспект” на Московскую кольцевую железную дорогу была заложена еще при строительстве станции в 1960-е годы. Помните, все эти годы в середине платформы станции “Ленинский проспект” был вечно закрытый переход. Сама станция была построена на рубеже 1990-2000 годов, во время строительства Гагаринского тоннеля. Но тогда пассажирское движение по МКЖД пущено не было, и она была законсервирована. Наконец ее расконсервировали и… капитально реконструировали, потому что предполагаемый пассажиропоток сильно вырос за эти 20 лет.
Выехав из Гагаринского тоннеля и пересекая Москву-реку по новому Андреевскому мосту мы видим справа старый Андреевский мост. Это один из старейших мостов в Москве, он был построен в 1907 году в составе Московской окружной дороги. В 1999 его передвинули на новое место – между Пушкинской и Фрунзенской набережными – и превратили в пешеходный.
До и после станции “Лужники” на внешней стороне открывается вид на покрытие одноименного стадиона – на нем как раз стекло заменили на поликарбонат, который будет надежно защищать болельщиков от дождя и палящего солнца, но при этом пропускать много света, что необходимо для газона. Перекрытие обещают превратить в огромный экран, который москвичи теперь смогут увидеть не только со смотровой площадки на Воробьевых горах, но и проезжая по МЦК. Так что футбольные болельщики смогут в поездке быстро ознакомиться со счетом.
На внутренней стороне кольца открывается панорама Новодевичьего монастыря с его колокольней, оправляющейся от недавнего пожара, и куполами собора Смоленской иконы Божией матери, одного из древнейших в Москве. И – неожиданно – в одном ряду с церковными маковками высотными доминантами оказываются трубы ТЭЦ-12, что на Бережковской набережной – одной из старейших в Москве.
Снова переезжаем Москву-реку по Краснолужскому мосту. Его история повторяет Андреевский: построен в 1907 году, в 2000 перевезен на новое место у Киевского вокзала. Но здесь на старом месте сохранили оригинальные опоры. Справа и слева от поезда вы видите пилоны, облицованные эффектным грубо обработанным гранитом.
После станции “Кутузовская”, вслед за новым Дорогомиловским мостом, железная дорога идет по эстакаде – с нее открывается вид на соседние автомобильные эстакады Третьего транспортного кольца и необыкновенно высокий ракурс на небоскребы Сити. Это самая длинная железнодорожная эстакада в Москве – длина ее около 700 метров. Она возводилась над перегоном метро, а потому фундаменты нужно было устраивать особенно аккуратно, чтобы не задеть своды тоннеля.
В итоге было реализовано любопытное решение: будущая эстакада строилась на огромной земляной насыпи, а ее будущие опоры строились под землей. После завершения строительства насыпь срыли – и эстакада повисла в воздухе.
Между станциями Коптево и Лихоборы МЦК перед вашим взглядом быстро проскакивает удивительный по своей красоте городок – полтора десятка построек в стиле модерн и характерных красно-белых цветах. Это историческая станция Лихоборы, сто лет назад бывшая главной на Московской окружной железной дороге. Здесь сохранился прекрасный вокзал, заброшенный дом начальника участка службы тяги, украшенный фигуркой совы, на внешней стороне кольца – водонапорная башня и постройки бывшего военного продовольственного пункта – в общем, Россия, которую мы потеряли. Когда Коптево откроют (обещают в декабре 2016 года) – не поленитесь сойти здесь только для того, чтобы прогуляться по этому городку и окунуться в атмосферу последних предреволюционных лет.
Большинство станций МЦК находятся вдали от исторических вокзалов Московской окружной железной дороги. Но есть и совпадения – станция Белокаменная, с которой хорошо видно исторический вокзал 1908 года. Белокаменная - самая “немосковская” станция МОЖД-МЦК. Она и сто лет назад была среди лесной глуши, и сегодня – приехать сюда стоит разве что затем, чтобы посмотреть на образцы железнодорожного модерна, или сходить в баню, расположившуюся в бывшем доме служащих дороги.
Вы перечислили как раз ту половину кольца, по которой я ещё не прокатилась) Теперь несомненно стоит это сделать!