Самое растространенное сравнение – это интернет. И это правда, но есть еще одна аналогия, о которой редко говорят.
Ситуацию с блокчейном и криптовалютой можно сравнить с развитием автомобилестроения. В конце 19 века люди и предположить не могли, что автомобиль будет практически у каждой семьи. Испокон веков главным передвижным средством была лошадь. С лошадьми все было понятно: им не требовался бензин, резина. Лошадь понятным образом обеспечивалась травой, понятным образом разгонялась до 15-20 км в час, понятным образом «производилась».
Автомобили по началу были делом энтузиастов. Всем было ясно, что лошадей автомобили никогда не заменят. Во-первых, где брать топливо? Во-вторых, это же сколько железа надо. А резины? Слишком сложно. Плюс дороги – дорог, предназначенных для автомобилей, не было вовсе.
Но энтузиасты – это такая мощная сила, что когда в их голове выстраивается мир, то он вдруг начинает выстраиваться и повсеместно. Любопытством объятая подтянулась элита, для которой автомобиль стал модной новинкой – разогнаться до одной лошадиной силы по проспекту в Нью-Йорке было шиком. А где элита и модники, там – деньги. И все – все закрутилось так стремительно, что теперь автомобиль в большинстве стран действительно не роскошь, а средство передвижения.
Как когда-то лошадь.
Возможно, так будет и с криптовалютами. Что вскоре мы, через часы, через очки, одним морганием глаза, будем оплачивать свой кофе, а бумажные деньги и кредитные карточки рассматривать в музее.
Нет, как и лошадьми, ими, конечно, можно будет пользоваться, но это же так медленно уже будет казаться, ненадежно, да и просто – древне.
Блокчейн невероятными темпами сейчас тоже развивается силами именно энтузиастов, многие из них либертарианцы, не доверяющие государству, но безоговорочно верящие в то, что по крайней мере код – код их не предаст никогда.