Самый важный показатель - эффективность корпоративного обучения. Существует ряд моделей, позволяющий провести оценку. В зависимости от компании и целей применяются разные модели.
Вот основные:
Модель Киркпатрика - наиболее распространенная, применяется в большинстве российских компаний.
Модель предполагает 4 уровня оценки:
- Реакция. Позитивные эмоции. Реакция на обучение прямо в моменте.
- Научение. Новые знания, навыки, установки.
- Поведение. Изменения в работе после обучения.
- Результаты. Влияние на компанию.
Модель Филлипса - дополненная модель Киркпатрика еще одним (пятым) уровнем - ROI.
ROI - это финансовый коэффициент, анализирует отдачу инвестиций в развитие сотрудника.
ROI = (Доход - инвестиции в обучение)/ инвестиции в обучение х 100%
Показатель сложно рассчитать, так как сложно определить доход от конкретного обучения, если брать во внимание о беспрерывном развитии сотрудника.
Однако, если получится его рассчитать, то никакие другие показатели уже не будут интересовать бизнес-заказчика.
Модель Берсина - модель состоит из 9 показателей:
- Адаптированность - определяем целевую аудитории, то есть для кого обучения и соотносим подходит оно или нет.
- Адресность - получилось ли донести информацию для слушателя, был ли он вовлечен, дошел ли обучение до конца.
- Рентабельность - анализируем было ли это финансово целесообразно.
- Целесообразность. Обучали тому, что требовалось бизнесу или нет? Задачи, которые ставил бизнес-заказчик, достигнуты?
- Соответствие ограничениям - успели ли мы в сроки, поставленные заказчиков?
- Удовлетворенность - впечатление обучающихся от программы обучения, появилась ли мотивация к дальнейшему развитию.
- Продуктивность - помогло ли обучение изменить действия сотрудников к достижению лучших результатов?
- Индивидуальные результаты
- Результаты организации
Модель “Таксономия Блюма” - модель, если представить графически, состоит из трех перекрывающихся сфер — ЗУН:
- Знания — когнитивная сфера.
- Установки — эмоциональная сфера.
- Навыки — психомоторная сфера.
Это если вкратце. Каждая модель имеет собственные особенности и одним сообщением о них не рассказать.