Добрый вечер! Интересный и непростой вопрос!
Электронный блок управления
Если показания от какого-либо неисправного датчика выдают некорректные данные, то ЭБУ выбирает для мотора ошибочную программу, что может вызывать неправильное сгорание топливовоздушной смеси и повышенный расход топлива. Как правило, если один из датчиков выдает неточные данные, то на приборной панели загорается индикация Check engine.
Датчик массового расхода воздуха
Негерметичность каналов подачи воздуха к датчику ведет к искажениям показаний реального расхода воздуха и фактического, попавшего в камеру сгорания. Отсюда неверное стехиометрическое соотношение горючей смеси и работа ДВС в полуаварийном режиме со всеми вытекающими последствиями.
Топливный фильтр
В этом случае давление топлива падает ниже расчетного, ЭБУ дает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. Вроде бы ничего страшного, но есть один нюанс: при забитом топливном фильтре давление прыгает с высокой частотой и крайне нестабильно. Электронные «мозги« попросту не успевают подстраиваться под изменения, что вызывает неровное поступление топлива в камеру сгорания и непредсказуемый (зачастую повышенный) расход.
Воздушный фильтр
Считается, что общая конструктивная особенность поршневых ДВС — недостаток воздуха, который необходим для полного сгорания топлива. Представьте, насколько становится сложнее мотору всасывать воздух, когда воздушный фильтр забит пылью и грязью. В этом случае мотор сильнее нагружается и расходует больше топлива.
Система выпуска
При закоксованных выпускных каналах ГБЦ или забитом катализаторе, создающих сопротивление выходу отработанных газов, двигателю приходится тратить больше энергии на «выдавливание» продуктов сгорания топлива.
Поршневая группа
На «уставших» моторах увеличение потребления горючего связано с нарушением компрессии в цилиндрах. Если она недостаточно высокая, показатели отдачи мотора ухудшаются и для достижения требуемой отдачи двигателю нужно сжигать больше топлива.
Дополнительное оборудование
На расход топлива влияет и навесное оборудование: кондиционер, мощная аудиосистема, освещение и другие серьезные потребители электроэнергии нагружают генератор, который связан ременным приводом с двигателем.
Шины
Например, низкое давление в шинах ведет к повышенному сопротивлению качению. Это означает, что часть топлива тратится на преодоление сопротивления и не преобразуется в реальную работу по передвижению автомобиля в пространстве.