Пользую давно известное и заверенное в качестве первой линии вмешательство - Экс/ПР. Экспозиция с предотвращением ритуалов, то есть. Каких-то сравнимых по результативности безмедикаментозных альтернатив, исключающих эту методологию, пока неизвестно. И да, это вполне безопасно; не абсолютно, конечно, но никак не более рискованно, чем более "традиционные" (т.е. исключительно разговорные) психотерапии.
Есть тут один нюанс, психологам относительно малоизвестный, но психиатры все в курсе. Экс/ПР - это первое показание, когда ОКР диагностирован на фоне хорошего, полноценного инсайта (критика к состоянию, в наших терминах). Это доброкачественный относительно случай, когда человек на умственном плане совершенно отдаёт себе отчёт в том, что его вторгающиеся мысли и опасения на их счёт иррациональны, а ритуалы - по существу бессмысленны. И, тем не менее, продолжает; это связано с невротическими механизмами избегания тревоги.
Если же критика к болезненности состояния неполноценная, скудная и тем более отсутствует - то здесь без лекарственных препаратов никак. Да и, строго говоря, это уже не совсем и ОКР, а всё ближе к шизофрении.
В составе которой мы довольно часто можем встретить и навязчивые (обсессивно-компульсивные), и истерические (конверсионно-диссоциативные) симптомы. Причём, так как эти синдромы в определённом смысле взаимоисключающие с точки зрения патогенеза неврозов, то А.В. Снежневский категорически утверждал, что их одновременное яркое присутствие в клинической картине больного - это явный схизис ("раскол" психики) и свидетельствует о шизофрении, "и никаких контр-аргументов здесь быть не может".
Конечно, подразумевается в таких случаях, что "навязчивые" идеи всё более гротескно нелепы, пациент к ним при этом относится более чем серьезно и убеждён в их адекватности, а ритуалы приобретают всё большую шаблонность, вычурность и иногда травмоопасность. В таких ситуациях врачи прописывают уже даже не антидепрессанты (рекомендованные и для терапии ОКР), а нейролептики/антипсихотики, и правильно делают.