Интересно узнать не только про конкретные примеры программ, но и какие методики для общения с молодым поколением используют специалисты, как они раскрывают потенциал в области искусства и культуры среди участников программы?
Привет!
Нас зовут Полина Зотова и Катя Порутчик — мы едины в двух лицах на должности куратора детских и семейных программ в фонде V–A–C.
Сразу хотим сказать: проектов, о которых вы спрашиваете, много, и нам, конечно, трудно выбрать объективно (но ведь вы и не ждете единственно верного объективного ответа?).
Чтобы не оказаться в ситуации, в которой вы погребены под лавиной наших ответов, мы соотнесли существующие в России проекты с нашими внутренними ценностями (с тем, на что мы ориентируемся, когда делаем наши программы) и выбрали пять проектов и звездочку.
Ниже напишем почему — перебивая и дополняя друг друга, как мы любим!
Формирование свободного мышления
В арт-резиденцию «Кавардак» я попала первый раз прошлым летом — и просто влюбилась раз и навсегда. Это одно из самых уважительных мест, которые есть и могут быть для детей вообще. Не знаю, в чем секрет, может, они добавляют свободу на завтрак, обед и ужин в качестве секретного ингредиента?
Хотя нет, знаю, там все просто на самом деле. Тебе важно, чтобы человек нашел свой путь? Не мешай. Спрашивай, но не направляй. Помогай, когда тебя просят, но не веди. Будь рядом, будь вместе с ним в его успехах и неудачах — но не оценивай.
Про «Кавардак» можно долго говорить и не сказать даже половины — лучше самому испытать на себе эту атмосферу, которая за две недели легко и незаметно перенастраивает внутренний компас на совсем другой ориентир свободы. Свободы осмысленной и бережной по отношению к себе и другим.
Полина
Переосмысление мира через искусство
https://www.goslitmuz.ru/children/arka_marka/not_me/11335/
Опыт переживания травли, с любой из сторон, — сложная для обсуждений тема: велик шанс повторно нанести травму.
А что же с этим опытом делать? Как рассказать, что я чувствую, как критиковать систему, в которой насилие возможно, и как предложить изменения?
В этой программе на помощь приходят искусство и поиск новых способов бережно раскрывать самые сложные темы, работая с образами.
Катя
Практический опыт
«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — сколько раз мы все слышали в детстве эту ужасную фразу. И самое страшное — мы и сами иногда спрашиваем об этом детей — своих или знакомых. Ну ладно, я это спрашиваю порой, Катя, наверное, нет.
Ну откуда я знаю, кем я стану, если я вообще не понимаю, как это все работает. Например, музей. Кто все эти люди? Как делают выставки? Зачем вообще нужен музей?
Если подростка от 13 до 16 лет волнуют эти и другие вопросы про современные культурные институции, ответы на них можно искать (и даже, хочется верить, находить) на встречах проекта «И что дальше?» — это совместная инициатива Московского музея современного искусства и Еврейского музея и центра толерантности.
Полина
Сотворчество с художниками
Не знаю ничего более цепкого, чем унаследованные привычки и стереотипы. Они впитываются в нас с детства и могут надолго остаться колкими колючками.
Вот, скажем, модель «учитель – ученик», «педагог – воспитанник». Ее очень трудно преодолеть в себе, когда думаешь и говоришь об образовательных программах.
Но иногда удается — и тогда возникают удивительные проекты, такие, например, делают коллеги из Государственного музея современного искусства PERMM.
В проекте «За пartой» подростки становятся авторами и соавторами и вместе с молодыми пермскими художниками делают объекты, выставки, ищут свой художественный язык, учатся формулировать собственные мысли и в целом совершенствуются в современном искусстве.
Полина
Расширение кругозора / Современные практические навыки
https://www.instagram.com/kaskadproject/?hl=ru
«КАСКАД. Проект как метод» — это межинституциональная проектная школа для учеников старших классов, в рамках которой подростки получают возможность реализовать собственный проект в культурной среде. Если рассказывать чуть подробнее: в «Каскаде» каждый новый участник может записаться на одно из направлений (выбор разнообразный!). На каждом направлении его ждет авторская программа (потому что невозможно одинаковым способом учиться, например, поэзии и рисунку), состоящая из семинаров по теории и истории искусства и кураторской поддержки его собственного проекта. Заканчивается все большой выставкой в Музее Москвы (которую можно честно записать себе в портфолио) и возможностью продолжить свой путь в «Каскаде» на выбор — в другом направлении или в качестве ассистента куратора.
Катя
*Выбор
Возможность выбора очень значима для нас с Полиной.
И если я и знаю что-то о пространствах, где выбор каждого по-настоящему важен, то это проект «Своя школа», который делает команда «школьников-идеалистов, «тревожных» родителей, педагогов-прогрессоров и многих других», как они сами себя называют.
Вот цитата одной из участниц команды, психолога и педагога Анны Тихомировой: «В школе должна быть договоренность между всеми участниками процесса: право не быть там, где не видишь смысла быть. У каждого должна быть такая возможность — выйти из процесса. Мы хотим обратить внимание на право человека не участвовать в том, что ему не интересно. Таким образом он учится быть внимательным к своему интересу, к своему замыслу».
Этот пункт не относится напрямую к «сфере искусства», но еще лучше — участник может направить свою деятельность на изучение творческих практик — и позвать с собой остальных.
Катя