Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие варианты участия в выборах 2016 года остались у оппозиции?

ОбществоПолитология+6
Максим Рождественский
  · 3,8 K
Первый
Корреспондент Rus2Web  · 17 мая 2016

В конце апреля из «Демократической коалиции» вышли сторонники оппозиционера Алексея Навального и партии «Демократический выбор» Владимира Милова. Объединение, которое было создано специально для участия в выборах в Госдуму-2016 и просуществовало почти год, стало распадаться из-за разногласий между Михаилом Касьяновым, лидером партии «Парнас», и другими оппозиционерами. Однако в Демкоалицию по-прежнему входят четыре организации: помимо «Парнаса», это Партия 5 декабря, Либертарианская партия и движение «Солидарность».

Варианты следующие:

Вариант №1: Выдвижение от партии

В России 14 зарегистрированных партий имеют право выдвигать своих кандидатов на выборы без сбора подписей. Во-первых, не придется собирать подписи тем, кто на предыдущих выборах в Госдуму, которые состоялись в 2011 году, набрал более 3% голосов от числа проголосовавших. Под этот критерий помимо четырех парламентских партий («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР) подпадает только одна несистемная партия — «Яблоко».

Во-вторых, право не собирать подписи получают те партии, у которых есть хотя бы один представитель заксобрании хотя бы одного региона. По этому показателю проходят «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Гражданская сила», «Партия роста» (ранее называлась «Правое дело»), «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Коммунисты России», «Зеленые», а также — оппозиционная «Парнас». Последняя получила такую льготу благодаря убитому год назад Борису Немцову, который был избран депутатом законодательного собрания Ярославля по списку «Парнаса». После его гибели мандат был передан другому представителю партии.

Таким образом, оппозиционеры из незарегистрированных партий вроде «Партии прогресса» Алексея Навального теоретически могли бы договориться о выдвижении своих кандидатов с десятью партиями, не имеющими представительства в Госдуме. Но фактически их возможности ограничены двумя вариантами — «Яблоко» и «Парнас». Считается, что остальные партии полностью подконтрольны Кремлю, а большинство из них к тому же идеологически неблизки демократической оппозиции.

С «Яблоком» у того же Навального сложные отношения — с 2000 по 2007 год он был членом партии, но затем его исключили. С тех пор Навальный не раз жестко критиковал партию, а в прошлом году «Яблоко» даже выиграло у него суд о защите чести и достоинства. Не раз выступал с критикой этой партии и Владимир Милов — лидер партии «Демократический выбор». В отличие от партии Навального, эта партия получила регистрацию в Минюсте. Однако она не может позволить себе самостоятельно выдвигать кандидатов без сбора подписей, потому что не соответствует ни одной льготной категории.

Именно поэтому пять оппозиционных партий, включая партии Навального и Милова, пытались образовать коалицию с «Парнасом», единственным лидером которой после убийства Немцова стал Михаил Касьянов. Но коалиция распалась из-за разногласий, и теперь Навальный обвиняет Касьянова в «расторговывании» мандата Немцова. «Мы исходили из того, что «льгота Немцова» принадлежит всей оппозиции и пользоваться ей (выдвигаться на выборы) могут все, а если есть спор, то пожалуйста — на праймериз (сам Немцов, напомню, был большим сторонником этой процедуры)», — написал Навальный в своем объяснении по поводу распада Демкоалиции.

Тем не менее, теоретически у оппозиции еще есть шанс договориться, и вариант выдвижения от партии существует до тех пор, пока списки кандидатов не сформированы. И некоторые из сторонников Навального все еще не исключают такой возможности. Так, идти от «Парнаса» по Бабушкинскому одномандатному округу в Москве по-прежнему планирует руководитель московского регионального отделения «Партии Прогресса» и сотрудник ФБК Николай Ляскин. «Мы успели собрать около 150 жалоб от жителей округа и уже начать по ним предметную работу, провести десятки уличных встреч, определить достаточно серьезный список задач по конкретным районным проблемам, требующих длительной и серьезной работы, в т.ч. и с привлечением независимых СМИ», — написал он в своем блоге.

Кроме того «Демократическая коалиция» распалась не везде. «Партия прогресса» Навального оставила своим региональным отделениям право самостоятельно решать, продолжать сотрудничество с «Парнасом» или нет. Так, на региональном уровне в прежнем виде Демкоалиция сохранилась в Вологодской области. Председатель местного отделения «Партии Прогресса» Евгений Доможиров рассказал Rus2Web, что пока еще планирует участие в праймериз «Парнаса»: «У нас сейчас конкурентная ситуация: на Вологодскую область претендует четыре человека. Если в «Парнасе» согласятся, то я буду участвовать в выборах в Госдуму как одномандатник, но если нет — снимусь с праймериз, потому что в таком виде в этом нет смысла участвовать», — сказал он. По словам Доможирова, если договориться с «Парнасом» не удастся, он будет готов вести переговоры с «Яблоком».

А вот член Центрального политсовета «Партии прогресса» Любовь Соболь уже рассматривает варианта выдвижения от «Яблока». После выхода ее партии из «Демкоалиции», она не оставляла попыток договориться с «Парнас» о выдвижении своей кандидатуры по одномандатному округу в Москве, но переговоры успехом не увенчались. «Теперь я веду переговоры о выдвижении с представителями партии «Яблока», в том числе и с ее руководителями. Переговоры вошли в активную стадию, но пока рано говорить о каких-то результатах. Я надеюсь, что окончательные решения будут уже в конце мая», — сказала Соболь Rus2Web.

Однако в партии «Яблоко» Rus2Web заявили, что Соболь пока «не встречалась ни с председателем партии, ни с председателем Федерального политкомитета», а «сам факт переговоров не означает достижение соглашений». Впрочем, в партии не исключили, что переговоры с Соболь, а в перспективе и с другими членами Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) ведутся с членами контактной группы партии, в которую входят Лев Шлосберг, Сергей Митрохин и Сергей Иваненко. Шлосберг в разговоре с Rus2Web пояснил, что все переговоры идут в закрытом режиме и члены контактной группы не могут их комментировать.

Что касается остальных организаций, которые входили в «Демокалицию» — Партия 5 декабря, Либертарианская партия и «Солидарность» — то они пока остаются с «Парнасом». «Выходить из коалиции мы не собираемся, я не снимаю свою кандидатуру с праймериз, — говорит соучредитель Партии 5 декабря Константин Янкаускас говорит. — Продолжаю кампанию в том же режиме, в каком делал это до разлада в коалиции, мы не можем бросить избирателей наедине с «Единой Россией», — сказал он.

Политолог Дмитрий Орешкин оценивает перспективы выдвижения ярких представителей оппозиционеров от партий как очень слабые: «Конечно, у «Яблока» шансов провести от себя людей в Госдуму чуть побольше, чем у «Парнаса». Но если они и пройдут, то при условии мягкой поддержки со стороны кремлевской администрации». По мнению Орешкина, пройти могут лишь те демократы, которые составят небольшую и управляемую группу в парламенте. «Кремль будет демонстрировать их как визитную карточку всему миру», — говорит политолог. Кроме того, он считает, что «Яблоко» и «Парнас» в итоге все равно постараются не отдать места в списках «чужакам»: «Конечно, есть исключения в виде выдвижения Владимира Рыжкова в Барнауле и Дмитрия Гудкова в Москве. Но надеяться, что договоренности сработают в каких-то других округах, может только крайний оптимист. Максимум — еще один-два человека смогут пройти по округам при поддержке «Яблока». Я буду удивлен, если получится больше».

Вариант №2: Сбор подписей

Чтобы стать кандидатом на выборы в Государственную думу, можно воспользоваться и другим вариантом — собрать подписи в поддержку своего выдвижения среди 3% процентов избирателей по своем округу и отнести из в Центризбиком. Ведомство проверит действительность подписей и, в зависимости от результата этой проверки, утвердит или не утвердит самовыдвиженца (либо кандидата от партии, не имеющей «парламентской льготы»). Оппозиционеры много раз пытались воспользоваться этим вариантом, но Центризбирком почти всегда находит в их подписях высокий процент «брака». Неудачный опыт сбора подписей члены Демкоалиции уже получили в преддверии 13 сентября 2015 года, когда по всей России были назначены выборы разных уровней — губернаторов, региональных парламентов и местные. Коалиция решила выдвигать кандидатов в депутаты в Калужской, Костромской и Новосибирской областях. И везде потерпела неудачу с подписями. Так, в Новосибирске были собраны 16 тыс. подписей (для выдвижения необходимо 11 тыс.). Избирком забраковал часть из них, а оставшихся оказалось недостаточно для выдвижения. В Магаданской области и в Калужской области произошло то же самое. Аналогичная кампания в Костроме закончилась уголовным делом против начальника предвыборного штаба коалиции Андрея Пивоварова. Рассмотрение его дела продолжается до сих пор и идет в закрытом режиме.

Поэтому теперь никто из бывших и действующих членов «Демократической коалиции» подписи собирать не хочет. По мнению большинства оппозиционных политиков, бессмысленно тратить время и ресурсы на сбор подписей, которые все равно забракуют. Серьезно рассматривают этот варианты только в движении «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Напомним, что у этого движения есть проект «Открытые выборы», в рамках которого 25 политиков могут получить поддержку Ходорковского. Под поддержкой подразумевается ресурсная помощь в организации и проведении предвыборной кампании. 16 мая «Открытая Россия» определила последнюю пятерку кандидатов, которых будет поддерживать организация. По словам руководителя проекта «Открытые выборы» Тимура Валеева все эти люди пойдут по одномандатным округам, и каждый сам должен будет решить — выдвинуться от партии или собрать подписи. Валеев говорит, что для «Открытой России» предпочтительнее, чтобы их выдвиженцы шли от «Парнаса», но кандидат может договориться и с любой другой партией — это не возбраняется. Среди уже отобранных «Открытой Россией» кандидатов есть представители «Единой России». Правда, лидеры парламентских партий заявили, что выгонят единороссов, которые будут сотрудничать с Ходорковским. Им придется идти на выборы в качестве самовыдвиженцев.

По мнению опрошенных Rus2Web политологов, сбор подписей — еще менее перспективный вариант, чем выдвижение от партии. «Это наименее вероятный вариант с учетом нехватки ресурсов и отработки технологии признания подписей недействительными. Уверен, никто их оппозиционеров не стал бы вообще связываться с «Парнасом», если бы изначально предполагался сбор подписей», — уверен политолог Станислав Белковский.

Сопредседатель ассоциации по защите прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц говорит, что общественные наблюдатели будут следить и за этой частью предвыборной кампании, хоть она и непопулярна. «Собирать подписи в летний период особенно тяжело — так что простого поквартирного обхода здесь недостаточно. Эта деятельность должна происходить очень публично, мы будем это оценивать чтобы понять, "рисовались" подписи или нет», — говорит Мельконьянц.

Вариант №3: Не выдвигаться

В российских реалиях вариант «не выдвигаться на выборы» не означает «не принимать в них участия». Это показала кампания оппозиции 2011 года. Тогда ни Навальный, ни его сторонники не выдвигались в Государственную думу. Но они серьезно дискредитировали правящую партию «Единую Россию», раскрутив мем «партия жуликов и воров». Кроме того, они повлияли на результаты голосования, предложив критически настроенным избирателям стратегию «голосуй за любую другую партию, кроме партии жуликов и воров». В рядах оппозиции были предложены и другие стратегии — например Борис Немцов, который тогда был одним из лидеров «Парнаса», продвигал стратегию «наХ-наХ», которая предполагала порчу бюллетеня.

Лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов уже объявил, что «скорее всего вынужден будет пропустить эту избирательную кампанию». С «Партией прогресса» пока до конца не ясно. Но как бы там ни было, времени раскрутить новую кампанию против партии власти и предложить своей аудитории стратегию для голосования у оппозиции осталось мало. «Партию жуликов и воров» оппозиция тогда раскручивала в течение года. Сейчас уже середина мая, а выборы состоятся в сентябре.

Леонид Волков из «Партии прогресса» в интервью Rus2Web говорил, что новый мем и стратегия еще могут появиться, но ничего определенного — хотя бы какие варианты обсуждаются — он не сказал. Однако уже с уверенностью можно сказать, что стратегию «голосуй за любую другую» оппозиционеры второй раз предлагать не будут. «Оппозиционный электорат нельзя теперь на полном серьезе убеждать в том, что КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР чем-то по смыслу отличаются от единороссов, — говорит политолог Станислав Белковский. — Партии системной оппозиции не только объяты крымнашизмом, но и вносили разные запретительные и репрессивные законы, зачастую освобождая от этой обязанности ЕР».

По словам политолога Дмитрия Орешкина, вариант того, что в этот раз оппозиция не будет участвовать в выборах, но разработает свою стратегию голосования невелик. Отдельные участники оппозиции могут придумать свои лозунги, но это вряд ли что-то изменит, уверен политолог. Орешкин считает, что в условиях распада «Демкоалиции» может возникнуть призыв голосовать за «Яблоко».

Одним из возможных вариантов в этом направлении может стать возрождение стратегии порчи бюллетеня, за которую выступал погибший Борис Немцов. Но ее пока никто не озвучивает.

Вариант №4: Наблюдатели

Это по сути еще одно развитие варианта №3: именно массовое присутствие граждан в наблюдательных комиссиях на выборах 2011 года стало одной из причин дальнейших протестов. Организации наблюдателей на какое-то время стали одной из главных движущих сил общественного возмущения, а все партии и оппозиционные структуры стали активнее работать в этом направлении. Политолог Дмитрий Орешкин напоминает, что именно подготовка 10 тысяч наблюдателей к выборам мэра Москвы в 2013 году во многом повлияла на результат — наблюдатели помогли «сделать эти выборы прозрачными».

О наблюдательских проектах и объединениях много писали и говорили — в центре внимания довольно долго находилась общественная организация «Гражданин наблюдатель», которая после выборов 2011 года должна была заниматься подготовкой наблюдателей для всех последующих выборов. Она существует до сих пор.

Координатора проекта «Гражданин наблюдатель» Инна Куртюкова рассказала Rus2Web, что организация уже ведет работу в двух направлениях: подготовка наблюдателей и информирование избирателей (гражданам объясняют, почему важно идти на выборы). Прием заявок от волонтеров все еще идет. Куртюкова предполагает, что самыми многочисленными будут волонтерские группы в Московской, Ленинградской областях, в Сибири и Поволжье. Координаторы организации, которые тоже работают на волонтерских началах, проводят встречи с активистами. Если встреча с координатором невозможна, инструкции волонтеру направляют по почте.

Помимо «Гражданина наблюдателя», на сегодняшний день самыми активными организациями, которые будут готовить наблюдателей, являются «Голос», «Наблюдатели Петербурга», «Сонар» «Выборы. Народный контроль» и несколько десятков региональных структур, которые вышли либо из «Гражданина наблюдателя», либо организовались самостоятельно.

Сопредседатель ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц говорит, что от этой организации на избирательных участках будут присутствовать два вида наблюдателей: в статусе представителей СМИ (в этом случае гражданско-правовой договор должен был быть заключен не позднее 5 месяцев до голосования — то есть срок уже истек) или наблюдателей от партий-кандидатов и в статусе членов комиссий с правом совещательного голоса. По новому законодательству присутствие на участках наблюдателей от общественных организаций или НКО невозможно.

В качестве представителей СМИ от «Голоса» пойдут несколько тысяч наблюдателей, а набор наблюдателей от других партий все еще продолжается. Организация планирует направить обращения ко всем политическим партиям с просьбой предоставить возможность присутствовать на избирательных участках общественным наблюдателям. «Очевидно, что у партий будут проблемы с набором людей. Это, во-первых, вопросы финансового характера, потому что многие партии платят наблюдателям. Второй момент — это человеческий ресурс, люди редко интересуются тем, что происходит на выборах. Наблюдателей мало, а еще меньше мотивированных», — объясняет Мельконьянц заинтересованность партий принять общественных наблюдателей. Именно поэтому «Голос» будет сотрудничать только с теми партиями, которые не будут ставить для наблюдателей в обязанность вступление в партию или какие-то отчеты.

Готовить и аккредитовать наблюдателей имеют право только те партии, которые принимают участие в выборах. Поэтому здесь у оппозиции снова два варианта для своих сторонников — «Парнас» и «Яблоко».

слоооожно и мноооого