Так, тут можно целый день писать, если иметь в виду и импровизацию/джаз и электронную музыку и академический авангард. Поэтому я сделаю так - напишу несколько исполнителей только free improvisation, которые мне нравятся. Чистая вкусовщина, не претендующая ни на полный охват темы, ни на представление milestones. Потом может быть кто-то еще напишет про авангардный джаз, академический авангард, электронику/электроакустику и т.п.
Скажу сразу, что "первая" и "вторая" волны свободной импровизации мне интереснее, чем то, что было после, когда она уже стала бронзоветь и обрастать какими-то "школами" и "методами", когда людей стали "учить" импровизации чуть ни в университетах, появились всякие курсы и тому подобная академическая шелуха.
John Stevens / Spontaneous Music Ensemble. Одна из первых импровизационных групп, родоначальники free improvisation, ну вообще с них всё началось. John Stevens - потрясающий был человек в смысле открытости новому, уже после того, как free improvisation устоялась как стиль, он начал экспериментировать со скрещиванием free improvisation с электроникой, традиционным джазом и даже отчасти блюзом, очень интересные работы. Из альбомов SME я предложил бы Summer 1967, Withdrawal и Low Profile (это уже с импровизаторами второй волны).
AMM - великая импровизационная группа, еще в конце 60х создала свой очень специфический стиль, который гораздо позднее, в нулевых, привел к появлению такого направления как reductionism. Импровизация в смеси с тишиной. Из альбомов AMMMusic, The Crypt, The Inexhaustible Document и Tunes Without Measure Or End. Также не могу не посоветовать отличный проект free improvisation opera - Irma by Tom Phillips+AMM.
Paul Rutherford/Iskra 19xx (вместо хх нужно поставить число участников проекта, было 03, 12 и т.д.) . Iskra 1903 - это по-моему лучший проект по неидиоматической импровизации в малых группах. Не могу передать свой восторг и советую слушать всё. Paul Rutherford помимо этого отличный тромбонист, его сольные диски и любые проекты с его участием заслуживают внимания.
Derek Bailey. Самый радикальный сторонник неидоматической импровизации, помимо музыки я рекомендую также его книгу, по-моему лучшее, что было написано об импровизации. Потрясающий гитарист, опять же, интересны все альбомы, но я выберу, например, Lot 74 - Solo Improvisations, Aida и Playbacks из его сольных альбомов (хотя Playbacks так, строго говоря, нельзя называть). У него бесконечное количество совместных проектов, все интересные, невозможно перечислить или выбрать.
Peter Brötzmann/Peter Kowald/Alexander von Schlippenbach/Irène Schweizer/Manfred Schoof/Fred van Hove/Han Bennink/Mishа Mengelberg etc и как самое большое объединение - Globe Unity Orchestra. Это такой плотный кластер европейских импровизаторов первой волны. Они непрерывно перемешивались и создавали новые группы. Очень сложно выделить кого-то из них, чтобы других не обидеть, а писать о каждом по отдельности сил нет. Я лучше перечислю несколько альбомов. Peter Brötzmann Octet - Machine Gun, Instant Composers Pool - Groupcomposing, Globe Unity Orchestra – Globe Unity 67 & 70, Alexander von Schlippenbach / Paul Lovens – ,Stranger Than Love, Manfred Schoof - European Echoes, Han Bennink / Willem Breuker - New Acoustic Swing Duo. Ну, короче, сдаюсь, можно писать сколько угодно и не написать десятой части того, что можно было бы послушать "в самую первую очередь".
Lol Coxhill. Один из самых разносторонних музыкантов, которых я знаю. Он играл и у Derek Bailey в Company и на альбомах The Damned и где он только не играл. Из импровизационных вещей я посоветую, пожалуй, Digswell Duets, Coxhill on Ogun и Coxhill/ Lacy / Parker - Three Blokes.
Steve Beresford. Самый разносторонний после Lol Coxhill. Он, кстати, много играли вместе. Очень рекомендую их совместный проект The Melody Four, но это не free improvisation. Помимо киномузыки и перепева стандартов Beresford - один из лидеров т.н. "второй волны" импровизации. Это уже гораздо более размытая по стилю вещь, чем первая волна, тут много заигрываний и с электронной музыкой и с рок-музыкой и позднее с индустриальной сценой. Из альбомов посоветую Steve Beresford / Tristan Honsinger / David Toop / Toshinori Kondo - Imitation Of Life / Double Indemnity, Garry Todd / Dave Solomon / John Russell / Nigel Coombes / Steve Beresford - Teatime и сольный The Bath Of Surprise (уже не очень свободная импровизация, точнее свободная импровизация стилей и мелодий).
Simon Fell. Hession / Wilkinson / Fell. Другая ветка "второй волны", соприкасающаяся (в более поздний период) с академическим авангардом. Написал про них отдельно, поскольку на мой взгляд отличные музыканты, а известны менее, чем того заслуживают. Альбом Foom! Foom! by Hession / Wilkinson / Fell очень рекомендую.
Blue Notes/Chris McGregor Brotherhood of Breath. Это не совсем free improvisation изначально. В ЮАР они играли скорее экспериментальный джаз, но когда сбежали от апартеида в Европу, то сблизились с импровизаторами. Очень интересная, необычная музыка. Советую и все альбомы Blue Notes (их немного) и любые проекты Chris McGregor, Mongezi Feza, Johnny Dyani, Louis Moholo вместе или по отдельности.
Ох, устал писать. Но в конце концов будем немного патриотами.
Ганелин-Чекасин-Тарасов. Это весьма необычная музыка, импровизационный джаз, развивавшийся за железным занавесом, в отрыве от европейской традиции. Поэтому слушать их очень интересно именно в сравнении с европейским джазом/импровизацией. Идеальный коллектив лебедя, рака и щуки - Ганелин тянет в традиционный джаз, Чекасин - в импровизацию, Тарасов - в академический авангард. В результате получается потрясающая смесь.
Сергей Курехин. Ну, тут понятно, все его знают. Феноменальный пианист, блестящий импровизатор, организатор поп-механики и т.д. и т.п. Один из самых талантливых музыкантов в музыке ХХ века на мой взгляд. Some combinations of fingers and passion очень рекомендую, как может быть лучший образец melodic improvisation (чем-то Курехин смыкается со Steve Beresford, о котором я писал выше, тоже интерес к комбинированию стилей).
Сергей Летов, Владислав Макаров, Три-О. Лучшие российские импровизационные саксофонист и виолончелист. Особенно хочу посоветовать послушать Влада Макарова, его мало знают, непропорционально таланту. Три-О - группа Сергея Летова, рекомендую альбом Триалог. А также рекомендую все выпуски Golden Years of Soviet Jazz на Leo Records, там много еще всего интересного.
Спасибо, очень интересный список! Одного Курёхина знал.
А как вам Аукцыон? Не слушали Вальс в Конго?
Всегда рад)
Аукцыон я очень люблю, особенно альбомы "Жопа" и "Бодун", но назвать его авангардным сложно, это такой нововолновый рок, немного экспериментальный, немного джазовый. Вот проекты Фёдорова с Волковым, Старостиным и Курашовым, да, это можно назвать авангардом. К группе "Вальс в Конго" я равнодушен, но это уж совсем не авангард, просто софт инди-рок, только тексты иногда обэриутские.
Просто для примера вот Вам одноименный трек с одного из альбомов Peter Brötzmann - Nipples youtu.be Если Вы послушаете, то увидите, что это совсем другой уровень "авангардности" :)
А если Вам нравится музыка типа Вальс в Конго, но хочется чего-то несколько более экспериментального, то я могу Вам посоветовать пост-рокеров вроде Godspeed You! Black Emperor и вообще всё вокруг Constellation records. Например, вот youtu.be
К сожалению не такой прошаренный и осведомленный в музыке, как пользователь в первом ответе, но на мой взгляд группа Mr. Bungle - зубодробительный "авангард". На самом деле это метал, но с такой тучей всяких примесей, что слушается крайне непривычно для уха обычного слушателя.
Ну, тогда вообще надо ещё добавить Fantomas и другие проекты Mike Patton.
Frank Zappa. В его творчестве вы найдёте что угодно, ей Богу. Количество прижизненных альбомов весьма велико, список посмертных растёт и, полагаю, это будет продолжаться.
Тоже не сильно разбираюсь в жанровых привязках, но подумал сразу о группе lucidvox. Это московская группа в составе кооорой девушки, что по мне уже делает музыку другой. Не знаю почему, но музыка от женских команд звучит всегда совсем иначе.