Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какими бы могли быть итоги тридцатилетней войны, если бы одна из сторон разгромила соперника, одержав полную и безоговорочную победу?

И каким бы мог быть их мирный договор?

ИсторияВарианты развития30-летняя война
Анонимный вопрос
  · 12,3 K
Популяризатор истории, писатель  · 19 янв 2021  ·
grand_orient

Не совсем ясно, как отвечать на этот вопрос, потому что Тридцатилетняя война ну ооочень условно делится на какие-то две стороны. Это далеко не обе мировые, например. Поэтому тут сложно понять, что считать полной и безоговорочной победой кого-то.

Ну вот посмотрим, например, на Швецию — свои задачи на война она, в общем, выполнила полностью, Балтийское море вскоре и правда станет "шведским озером" (ненадолго, конечно — четверть века до рождения Петра I, Аннушка уже разлила масло). И территории получила, и деньги. А с кем Швеция была в составе "одной из сторон" при этом? С Францией? Или с Нидерландами? Нууу, это только если просто до предела упрощать изложение конфликта, совершенно теряя его суть.

Впрочем, найти пару вариантов ответа на ваш вопрос можно.

Первый — это когда Восстание чешских сословий давится в зародыше и не приводит ни к каким глобальным политическим последствиям. В этом случае Тридцатилетней войны бы просто не случилось: случилась бы небольшая локальная войнушка в землях СРИ, о которой сегодня знали бы лишь специалисты.

Другой вариант, раз уж вы спрашиваете про мирный договор — тогда чего далеко ходить, ведь и правда существовал Пражский мир от 30 мая 1635. Конечно, император шёл там на определённые уступки, но в целом документ оформлял его победу. И если бы далее в войну не вступила Франция, уже по сугубо политическим причинам (религиозная часть войны на том явно закончилась, да и раньше-то была слабее, чем многие думают), то в общем-то и вот...

Кстати, в одном альтернативно-историческом произведении я для смены ряда аспектов истории Европы именно этот вариант применил: Франция не вступает в войну после Пражского мира, гегемония Габсбургов в Европе держится до Наполеона. Но это уже не наука, конечно, это уже художественный вымысел.

Однако и более научно фантазировать от этой точки имеет смысл. Ведь ничего невероятного в этом повороте нет: ну, допустим, скоропостижно умер Ришелье — и стало Франции не до внешней политики, с внутренней бы разобраться.

Однако именно в вашей формулировке вопрос не имеет ответа за отсутствием тех самых двух сторон в данном конфликте. Тут если только отдельные пары разбирать — а там как раз победители видны и так.

Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient