Кембриджский словарь дает следующее определение слову intelligence, которое на русский переводится как "ум": это способность выявлять причинно-следственные связи, анализировать информацию, то есть выявлять и изучать детали, способность к овладению новой информации. Все в какой-то мере способны к обучению, но все-таки умный человек изучает, понимает неявный посыл, может интерпретировать изученное, подвергает данные сомнению, а не зазубривает информацию.
Еще одно понятие, характеризующее умного, - это память. Без хорошей долгосрочной памяти умным не прослыть! Если не уметь анализировать потоки информации, то это способность становится эрудицией, что есть простое запоминание фактов, и не является признаком ума. Наверняка вы встречали людей, которые обладая обширным запасом знаний, не способны классифицировать полученную информацию по ряду признаков, не в состоянии создать взаимосвязи, отделить причину от следствия.
На западе различают несколько видов "ума", интеллекта (здесь в английском используется тоже слово intelligence): эмоциональный, визуальный, лингвистический, аналитический, бытовой и пр. То есть, конкретный индивидуум может обладать лингвистическим интеллектом - способностью к изучению иностранных языков, но при этом его пространственное воображение может находится на низком уровне. Есть такое понятие как "житейский интеллект" - способность решать бытовые задачи и проблемы общения. Например, с вашим ребенком не хотят играть в песочнице, и вы способны разрешить этот вопрос мирным путем.
Понятие "умный" обросло целом рядом клише и стандартов в культуре в зависимости от социального слоя, личных ценностей человека. Женщины считают, что мужчина - умный, если сумел заработать денег. Умной могут считать женщину, которая закрывает глаза (но при этом страдает) на измены мужа. Но я бы отмела эти бытовые интерпретации ума.
Можно прослыть дураком, потому что вы просто не попадаете в чью-то классификацию умников или выпадаете из категории умника, потому что в обществе на данный момент существует другое мерило.
Если стоит задача самому поумнеть, то ум вполне можно развить, задавая вопрос "почему" как можно чаще и вникая в детали. Если задача - определить уровень ума другого, то можно руководствоваться вышеуказанными критериями. С другой стороны, вешать ярлык "умный-дурак" на других не всегда уместно - либо вам интересен и приятен человек, либо нет.
Вышеуказанных характеристик достаточно, чтобы определить свое место и место других в мире умников и дураков, но не слишком ли относительны эти понятия?