Для меня одним из самых скажем так «непривлекательных» святых является фигура Дмитрия Углицкого (Угличского), восьмилетнего сына Ивана Грозного.
По всей видимости, маленький царевич обладал довольно сложным характером. Английский путешественник Джильс Флетчер упоминает это в своем сочинении: «Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нём начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут». Справедливости ради надо сказать, что Флетчер все-таки довольно мрачно описывал Россию и часто ориентировался на чужие слова и мнения.
Другой путешественник Конрад Буссов пишет: «А в царевиче с ранней юности стал сказываться отцовский жестокий нрав. Так, он однажды приказал своим товарищам по играм, молодым дворянским сынам, записать имена нескольких князей и вельмож и вылепить их фигуры из снега, после чего стал говорить: «Вот это пусть будет князь такой-то, это - боярин такой-то», и так далее, «с этим я поступлю так-то, когда буду царем, а с этим эдак» — и с этими словами стал отрубать у одной снежной куклы голову, у другой руку, у третьей ногу, а четвертую даже проткнул насквозь».
Несчастный случай со смертельных исходом, произошедший с восьмилетним Дмитрием в 1591 году (напоролся на нож во время эпилептического припадка) привел к тому, что в тот же день возникла версия об убийстве царевича, озвученная его матерью и дядей. Эти слова породили массовые волнения и три дня жестоких расправ в Угличе над подозреваемыми и их слугами. Через четыре дня начала работать следственная комиссия по делу царевича, итогом работы которой стали очередные ссылки и казни бунтовщиков (наказали даже угличский колокол, вырвав ему язык и отправив в ссылку на 300 лет). Слишком много крови в деле этого мальчика.
В 1606 г Дмитрий Иоаннович был канонизирован. Только что избранный царь Василий Шуйский приказал причислить Дмитрия к лику святых якобы из-за многочисленных случаев чудесного исцеления на могиле царевича, а также по причине отсутствия тления. Мощи ребенка были торжественно перевезены в Москву в Архангельский собор, где моментально началось паломничество и чудесные исцеления: хромые бросали костыли, слепые прозревали, глухие обретали слух. Злые языки поговаривали о якобы подмене тела на более «свежее» так сказать, а также о подкупе Шуйским мнимых больных и увечных. Эта канонизация в условиях Смуты носила явно политический характер, смысл которого – попытка наложить церковный и государственный запрет на самозванство после ситуации с возникновением Лжедмитрия I.
В любом случае, насколько мне известно, церковь никогда не делала попыток пересмотреть данную канонизацию и сейчас Дмитрий Иоаннович является одним из почитаемых русских святых.
P.S.: В связи с недавними законами о всяческих оскорблениях аж неловко было все это писать, поэтому прилагаю источники.
Сочинение Д. Флетчера www.memoirs.ru
Московская хроника К. Буссова krotov.info
Большая интересная статья на эту тему statehistory.ru
Спасибо за хороший (как всегда) ответ.
Возможно, один из таких - Христофор Пёсьеглавец. Но я не вижу особого смысла подолгу размышлять на такие темы. Во многих религиях есть странные вещи с точки зрения постороннего человека. Если подавляющее большинство представителей данной религии не видят в этом ничего ненормального, то, возможно, посторонний человек что-то недопонимает.
Хотя, конечно же, есть и обратные доводы.