Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой самый страшный ужастик всех времен и народов?

Искусство и культураКиноХоррор
Полина Клёнова
  · 21,3 K
автор сайта RussoRosso, исследователь искусства как способа эскапизма  · 13 янв 2017

Однозначного и всепоглощающего ответа на данный вопрос никто и никогда не даст. Каким бы пугающим для поколения современников ни был отдельно взятый хоррор, обязательно найдётся достаточно многочисленная прослойка людей, которых эта лента оставит равнодушными.

Причина кроется в самой природе "ужасного". Те самые триггеры, которые работают на повышение адреналина в крови у одних, совершенно не действуют на других. Есть более или менее универсальные приёмы и архетипы, почти гарантирующие эффект для большинства людей. Однако то, что для большинства - ужасное, для отдельных ценителей - не более, чем эстетически привлекательное. Поэтому за пределами приватной беседы на кухне выделить какой-либо фильм в качестве самого страшного в истории кинематографа не возьмётся, наверное, никто.

Если же такой ответ не вызывает ничего, кроме меланхолии, и очень хочется получить хоть какой-нибудь тайтл, то можно порассуждать. Что пугает всех и при том сильнее всего? Пауки, темнота, чудовища из бездны, бестелесные, но склонные к насилию духи, призраки и кайданы? Нет. Больше всего человеческое существо пугает Неименуемое: то, что он не может понять. То, что он не может увидеть. И, наконец, то, что он принимает за реальное и пытается представить.

В далёком 38-м году прошлого столетия жители Новой Англии, а также штатов Нью-Йорк и Пенсильвания ударились в панику из-за радиоспектакля "Война миров". Сообщение диктора из постановки об атаке марсиан было принято за чистую монету, из-за чего взрослые и вроде бы здравомыслящие люди схватились одной рукой за оружие, а другой принялись забивать окна и двери.

Для создания такой реакции нужно заставить человека испытать эмпатию и принудить к  домысливанию того, что упомянуто в художественном произведении. А если человек при этом принимает художественное произведение за реальную информацию, то эффект усиливается десятикратно.

И если уж предлагать конкретное наименование, то я бы остановил свой выбор на тайтле "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света". Трудоёмкая и затратная пиар-компания, предшествовавшая выходу фильма в прокат, убедила целое поколение американских зрителей, что всё, что они увидят - реальные кадры, найденные в лесу. Благодаря этому "Ведьма..." оставила неизгладимое впечатление на современников, что подтверждается не только ностальгической хроникой, но и бокс-офисом.

Но главная заслуга ленты вовсе не в этом. Основные действия этого фильма происходят не на экране, а в воображении смотрящего, а с человеческой способностью додумывать и представлять не сравнятся ни CGI, ни практические спецэффекты. Получается простая цепочка: зритель узнаёт о событиях - события не показываются напрямую - зритель пытается самостоятельно их визуализировать. Тут в дело вступает универсальность ситуации, в которой представить себя может практически каждый. Таким образом, возникает эмпатия, и неизвестное (и не показанное) на экране трансформируется в Неизвестное уже лично зрителю, провоцируя подсознание и буквально заставляя испытывать страх. Зритель незаметно для себя начинает переживать те самые яркие эмоции, ведь в крови уже вовсю бушуют ударные дозы катехоламинов и кортизола.

Однако мнение это - крайне субъективное, и существует великое множество зрителей, не испытавших во время просмотра "Ведьмы из Блэр" ничего, кроме скуки. Тут, кстати, ещё весьма важен вопрос сеттинга смотрящего: чем сильнее зритель дистанцирован от фильма, тем меньше впечатлений он получает. Поэтому поджанры хорроров, призванные напугать зрителя, весьма плохо идут с попкорном и прохладительными напитками, а также в компании друзей и в светлое время суток, так как перечисленное отвлекает на себя внимание, слегка искажая восприятие и рассеивая саспенс. Примерно так же и с эмпатией: если человек пережил неприятную историю, отдалённо напоминающую завязку "Райского озера", то персонажей он будет чувствовать гораздо лучше, чем тот,кто подобного опыта не имеет. Это ведёт если не к чувству страха, то хотя бы тревоги. А именно сопутствующие ощущения во многом и формируют конечную оценку того или иного фильма.

Другим примером могут служить представители волны так называемой New French Extremity: французские хорроры с гипернатуралистичными gore-сценами. В своё время получила достаточно широкую огласку история с "Мученицами", во время просмотра которых в кинотеатре несколько человек лишились чувств. Подобный эффект, конечно, редкость (если вообще не часть пиар-компании), однако как минимум доля истины в этом есть. Попытка шокировать зрителя - одна из характерных черт NFE-хорроров, и реализуется она через немотивированное гипернатуралистичное насилие.  Если убрать откровенный артхаус (вроде "Что ни день, то неприятности" или "В моей коже) и оставить исключительно жанровые фильмы - "Мученицы", "Кровавая жатва", "Месть нерождённому" - то в каждом из них можно заметить схожий элемент: сцены насилия появляются буквально из ниоткуда, с детальными планами, обилием gore-элементов, но без каких-либо сюжетных подводок. Фильм шокирует зрителя, чей организм под влиянием увиденного мобилизуется, надпочечники выделяют катехоламины и кортизол, а в итоге о картине отзываются не иначе, как о страшной или пугающей. Замкнутый круг.

Только, ради всего святого, - "кортизол", а не "кортезол".

Главный редактор и издатель интернет-портала Film.ru  · 14 сент 2016
Страх - понятие очень субъективное, завязанное на особенностях характера, личных фобиях и жизненном опыте. То, что пугает одного, может абсолютно не тронуть другого, поэтому и в жанре хоррора так много разных направлений - от кровавой расчлененки "Хостела" до тонкого психологического ужаса "Других". И чем ближе вы в своем фильме к одному из этих полюсов, тем выше... Читать далее
Георазведка, путешествия, журналистика, и т.д.  · 16 янв 2017
В возрасте до 18 лет меня напугали только два фильма. Это легендарная Муха, первая часть, момент, когда актер "перевоплощался" в чудовище. И, как бы не было забавно, "Мертвые Мозги" Питера Джексона. Еще долго я боялся бабки из фильма  и ждал, что она выпрыгнет из-за угла. Буду уже взрослым и относящимся ко всему достаточно пофигистически, некоторые фильмы смогли вызвать... Читать далее
реалист, которого многие считают пессимистом  · 8 сент 2018

Груз 200 Балабанова, как раз не какими то спецэфектами, а обыденностью происходящего, посмотри в окно вот эти дома в которых полно таких квартир и таких людей

Первый
Художница, алкоголичка и мизантроп  · 10 июн 2018
По мне - ‘Мама!’ Недавнего выпуска. Я считаю все сверхъестественное и магическое чушью. Это не стоит того, чтобы бояться, ибо просто твой организм пользуется встроенной функцией ‘самовнушение’. А чего стоит, так это людей. Их слова, их поступки. Просто включи скачанный фильм в хорошем качестве, на высокой громкости, проникая в каждый момент фильма. Если будет скучно... Читать далее
"Немного устрашающий"?Реквием по мечте-безумие женщины,скатывание в наркотическую пропасть главных героев,ничего... Читать дальше
На память напишу самые запоминающиеся страшные фильмы, которые мне пощекотали нервишки: 1. Астрал 2. Ужас Амитивиля 3. Изгоняющий дьвола из Эмили Роуз 4. Синистер 5. Заклятие 1 и 2 Читать далее

вероятнее всего Вы имели ввиду "Семь демонов Эмили Роуз"

графоман, анчоус пера, тукан клавиатуры, заядлый строчер  · 9 сент 2018
Для меня фильмы ужасов - особый жанр. В детстве при просмотре двух картин я получила такую дозу адреналина и незабываемый экспириенс с эффектом присутствия, что перелопатила десятки (если не сотни) фильмов, чтобы снова пощекотать себе нервы. Но увы, это было уже не то.  Действительно, у каждого свои представления об ужасном. Многие в восторге от фильма "Мученицы", но... Читать далее
Общественный деятель, люблю музыку, искусство и детей.  · 12 июн 2017

именно для меня - никакой. Я не видел еще фильма ужасов, который смог бы меня напугать. Да, есть интересные фильмы, с хорошим сюжетом и постановкой, есть в них парочка моментов, от которых я вздрагивал, но это очень редко. А я просмотрел фильмов не мало, больше 250..

Для меня самый страшный был фильм Другие с Николь Кидман. Все мы боимся смерти, но хуже всего знать, что ты уже умер , сошел с ума и все вокруг лишь иллюзия, которую нафантазировал твой мозг

Ну в общем как жанр это был не фильм ужасов, а триллер. Пересматривал недавно я его спокойно, а вот в 18 лет он меня реально зацепил жутью. Это "Ночной сторож" , Дания, 1994г. Американцы сняли римейк где-то в 2000 году примерно, но это уже было не то... Мне он запомнился, потому что соблюден разумный баланс между ужасом и годным сюжетом, хотя и частично шаблонным. И там... Читать далее