Кино это массовое искусство, и режиссерам приходится работать над тем, чтобы их фильмы были понятны широкой публике. Даже те, кто снимает фестивальное арт-кино, все равно должны как-то адаптировать свои идеи (впрочем, чаще всего не свои) к какому-то среднему уровню образованности и начитанности конкретной целевой аудитории. Если кто-то сделает совсем непонятный никому фильм, то как его оценить, он умный или нет? Поэтому умные фильмы - не совсем умные в том же смысле, как бывают умными профессоры философии. Умный фильм это, скорее, пограничный фильм, который затрагивает и объясняет какие-то идеи на уровне научпоп книг или учебников для подготовительных курсов гуманитарных вузов. Фильмы из списка ниже как раз примеры пограничных фильмов - они находятся на границе понимания массовой аудитории.
Самый умный фильм на свете это, конечно, "Жизнь наяву" (Waking life) Ричарда Линклейтера - Роберт Соломон, Филип Дик, Чжуан Цзы, экзистенциализм, осознанные сновидения и т.д. Фильм может привести к необратимому росту мозга, что в наше время нежелательно.
Работы Чарли Кауфмана: "Синекдоха, Нью-Йорк", "Вечное сияние чистого разума" (реж. М. Гондри), "Быть Джоном Малковичем" (реж. С. Джонз) - субъективность, доходчивое (правда, очень эмоциональная) отображение механики когнитивных процессов.
Корейские буддистские фильмы 80-х годов: "Почему Бодхидхарма ушел на восток?" - как понятно из называния это фильм-коан; "Мандала" (реж. Им Квон Тхэк) про то, что дзен буддизм - это на самом деле экзистенциализм.
Кроме того, фильмы Шэйна Каррута ("Праймер" и "Примесь"), "Мементо" Нолана, и, раз ни один список умных фильмов не полон без упоминания работ Дэвида Линча, то пусть это будет "Голова-ластик".
Плюсую за Игры разума 👍
"Игры разума" ("A Beautiful Mind") Р. Ховарда про нобелевского лауреата Дж. Ф. Нэша и его борьбу с шизофренией. Пусть даже реальная история Нэша гораздо скучнее
"Теорема" Пьера Паоло Пазолини. Чтобы понять этот фильм с первого раза, нужно приложить немало усилий. Он перегружен метафорами, которые иногда не читаются. Но заданная конструкция философско-символической притчи собирает их воединно. В итоге мы имеем один из самых значтельных фильмов в истории кино.
Считаю умным фильмом "Пианистку" Ханеке. Больше никогда не захочу пересматривать, но сама идея - "ты можешь любить кого-то, но не последовать за ним(ней) в пропасть безумия" - сама эта идея очень важна для меня и в фильме она показана точно.