Научно-технический прогресс движется с такой скоростью, что предсказать развитие событий даже на краткосрочную перспективу представляется довольно сложно! Тем не менее уже сегодня можно сказать, что образование будущего будет:
Дистанционным
Уже сегодня лидером по дистанту стал Китай, США и страны Европейского Союза. В первом случае за считанные месяцы на государственном уровне удалось развернуть системы по дистанционному обучению миллионов учеников. В США тестовые платформы такого рода в ходу уже с начала нулевых.
Основанным на индивидуальном подходе
Использование компьютеров, дистанционного обучения и интерактивных пособий позволяет даже в общеобразовательных школах добавить толику индивидуализма. Вероятно, соотношение онлайна и офлайна в школьной жизни будет меняться, а некоторые вещи – к примеру, проверка тестов и домашних заданий – полностью уйдёт в сеть.
Технологичным
Подрастающее поколение значительно эффективнее взаимодействует с гаджетами, чем их родители. Многие начинают печатать с космической скоростью задолго до того, как выведут в прописи первую букву! А это значит, что использование технологичных устройств способно приблизить школьную теорию, жизненную практику и вовлечь детей в учебный процесс по-настоящему серьёзно и плотно. Возможно, дети смогут пользоваться планшетами для хранения учебников, просмотра учебных фильмов и других полезных вещей, а учителя перестанут запрещать таскать гаджеты на уроке и покажут своим питомцам, как ими пользоваться для учёбы. Ведь львиную долю интерактивов, курсов и практикумов можно обнаружить на смартфоне — либо воспользоваться мобильной версией «большого» сайта.
Интерактивным
Кембриджские учебники по английскому с дополненной реальностью – огромный шаг вперёд по сравнению с беспросветным унынием грамматики Голицынского. Аналогичные вещи можно делать для любых предметов – от математики и химии (объяснять валентности, имея перед глазами трёхмерные голограммы, будет куда проще и интереснее) до русского и природоведения. Важным элементом системы станет геймификация, дальнейшее внедрение игровых элементов в процесс обучения.
С учётом всего сказанного можно также предположить, что учебная нагрузка снизится, равно как и объём полученных знаний; с другой стороны, повысится их актуальность и практическая востребованность в реальной жизни. Как это отразится на успеваемости конкретного ученика, его будущей конкурентоспособности на рынке труда – будет зависеть лишь от него самого.