Да, это возможно. С 1922 по 1932 год в Москве играл уникальный оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета). Он был создан именно для этой цели — стать первым оркестром без дирижера. Музыканты отлично справились с этой задачей, они профессионально исполняли свои произведения.
Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у каждого из них было основное место работы и они могли репетировать только в свободное время. Оркестр со временем стал очень популярен и имел большой успех, но тут появились завистники и стали появляться бюрократические проблемы, критические публикации, в прессе пытающиеся разоблачить «шарлатанов», не все готовы были смириться, что можно обойтись без дирижера. Основные обвинения заключались в том, что музыканты оркестра тратили на разучивание партий намного больше времени, чем классические оркестры. Но в действительности это было не так, нескольких репетиций было достаточно на разучивание музыкальных произведений.
На энтузиазме музыкантов оркестр смог просуществовать 10 лет, несмотря на постоянные бюрократические барьеры и травлю. К тому же в 1932 году в стране сложилась другая идеологическая обстановка и такие эксперименты стали нежелательны. После этого были попытки создать нечто подобное, но такого профессионального уровня никто достичь не смог.
Как следует из ответа выше, оркестр без дирижера — это возможно, но только как исключение. Классическая музыка достаточно консервативна и массово отказываться от дирижеров никто не спешит, с ними гораздо легче координировать и задавать темп игры десятков человек. Также дирижер исполняет роль руководителя оркестра. Создать профессиональный коллектив гораздо легче, имея того, кто несет за всех ответственность и принимает решения, анархические идеи пока не получили широкого распространения.
Вспомнился по этому поводу замечательный фильм Федерико Феллини "Репетиция оркестра" (1978 г.)
И ещё, в том числе ответы музыкантов:
Зачем нужен дирижёр, если у каждого музыканта в оркестре есть партитура?
И даже вот такой поворот:
Если бы дирижера заменили роботом смог бы он управлять оркестром почему?
ал
Здесь несколько причин.
1. Дирижер задает настроение. Лицом, движениями, эмоциями.
2. Сидя в оркестре редко слышно другие инструменты, поэтому оркестранты ориентируются на картинку, а не на звук.
3. Почти в каждом произведении существуют места, где нет определенной точки. Эту точку ставит один человек-дирижер, а за ним идет оркестр.
Он нужен что бы под него подстраивался оркестр. Он задает ритм и скорость и весь оркестр независимо от инструмента и части партии может ровнятся под одного человека что бы все сыграли правильно, вовремя и с нужным ритмом.
Извините, я немного не в тему, но меня тоже мучили подобные вопросы, и однажды я наткнулась на прекрасную книжку: "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана. Там и про дирижера, и всех музыкантов вместе и по отдельности, и про шуточки, и про грустное. Очень живо, очень интересно. Хайли рекоменд, в общем.