Концепции выставок могут возникать как со стороны куратора, так и со стороны художника, если речь идет о моно-выставке. На мой взгляд, в последнее время самые интересные проекты рождались как раз тогда, когда художник становился куратором, но не наоборот. На российской художественной сцене самый яркий пример художника-куратора - это Арсений Жиляев. Его проекты сложно разделить на то, где исследование кураторское, а где художественная мифология, все это становится единым целым.
Однако, это не отменяет того, что кураторы проводят исследования, формируют повестку и приглашают художников участвовать в проектах. Так, к примеру последний проект Виктора Мизиано, показанный в ГЦСИ - это большое кураторское междисциплинарное исследование, в котором принимают участие как художники, так и теоретики, а сам проект разложен во времени и будет реализовываться на протяжении нескольких лет на разных площадках.
Мне кажется непринципиальным вопрос того, кто создает концепцию. Важно высказывание, идея, изучение тем или проблем художественными методами, содержательная коммуникация посредством выставки. А кто был инициатором - это уже дело, скорее, десятое.