Мифология, порождённая человечеством, не имеет чётких границ. Данный вопрос из категории первичности "яйца" и "курицы". С первобытными мифами всё просто. Они строятся по принципу непознанной реальности. Природа имеет смысл, но этот смысл утекает от разума первобытного человека. Природа воспринимается, как некий сложный механизм, наполненный шестерёнками, болтиками, диодами, проводками и все они крутятся-вертятся, и во всём есть закономерность, но в чём смысл?Античность же структурировала мифологию и создала немалое поле для трактовок будущим поколениям. С одной стороны, данная мифология по-прежнему наследовала первобытной мифологии в области обожествления природных явлений, с другой более сложные цивилизации требовали объяснения человеческих отношений внутри социума. Сверх того, мифология должна была хранить историю этого общества. В итоге к обожествлению природы добавлялись житейские притчи и описание исторических событий. Но оба типа историй передавались из уст в уста, что сильно деформировало их.
Можно привести два примера.
Древнеегипетская мифология имела в своей основе две важных детали: фараоны - прямые потомки богов, и ничтожность человека перед величием богов. Последнее передавалось тем, что люди в мифологии отсутствовали. Они вообще не действовали в поле мифического и религиозного. Зато история богов была история царей Египта. И тут появляется десяток вопросов. Главный: была ли история богов вольным, наполненным фантастическими событиями, пересказом реального воцарения в Египте некой династии, которая объединила разрозненные племена в единую цивилизацию, или же была придумана этой династией для собственного восхваления? Боюсь, мы никогда не узнаем ответа. Хотя можно найти немало доводов в пользу обеих версий.
Второй пример: религия Древней Греции. Она в отличии от египетской религии перешла на новую ступень развития. Всецело положиться на волю богов в развитом эллинском обществе было глупо. Так же, как и верить, что цари - олицетворение бога на Земле, ибо именно Греция подарила миру демократию (пусть и весьма извращенную по современным меркам). Природа по-прежнему человеку неподвластна, но человеческая жизнь не так ничтожна, как в религии Древнего Египта. Появляется понятие свободы воли и культ героев. И если первое это скорее прикладное использование неких притч, то второе носит в себе целое поле для толкований. То как живут, орудуют, погибают герои греческих мифов давно стало притчей во языцех. Это настоящие святые. Кто-то родился от Бога, кто-то был награждён божьим даром (талант с греческого переводится, как дар божий), кто-то был защищён богами во время жизненных трудностей, но в итоге всё ему удалось. Они воюют с мифическими чудовищами, творят дела неподвластные простым смертным, погибают с подлинным мученическим трагизмом. И им, как героям, дан доступ в Олимп после смерти. Но во всех историях постоянно пробиваются вещи бытовые. У них простые греческие имена, они родом из обычных греческих городов, иногда их детство описывается, как детство среднестатистического грека. Да и многие их подвиги легко могли стать жертвой трудностей перевода. Можно вспомнить мифическое чудище Минотавра, который в некоторых трактовках превращается в царя Миноса, правившего на острове Крит! И тут истории о героях приобретают дополнительную реальность. Это сильно искажённые истории из жизней великих греков прошлого. А рождением от Бога, может оказаться банальная беременность незамужней женщины без отца. Возможно, что какие-то истории всецело выдуманы, но какие конкретно, сложно сказать.
Исходя из этого, скорее можно сделать вывод, что мифология работает в обе стороны. И сказать, что практический, прикладной подход довлеет над сакрализацией обыденного, или наоборот, нельзя. Ведь мифы рождаются ежедневно. Достаточно посмотреть на опыт мировых революций, каждая из которых порождает своего героя. А со временем он становится всё более неотличим от тех образов, которыми восторгались древние эллины. Ведь одна из наиболее распространённых религий мира имеет в качестве основы образ революционера, погибшего в попытке освободить народ от оков тирании и империализма.
Мифы рождаются из потребности людей объяснить то, чего они не понимают. Скорее, сознательное стремление к истине и желанию понять сочетается здесь с бессознательным страхом неизведанного. Схема «я не знаю, значит, я знаю» работает безотказно, но, как показывает практика, не в пользу правильного понимания мира.