Лично я очень сильно поддерживаю эту идею.
Я сама практикующий шаман уже достаточно давно и считаю, что наша практика должна быть узаконена. Я работаю официально, посвящалась в местную религиозную организацию, сейчас работаю в открытой религиозной организации Санкт-Петербурга. При этом централизованно органа нет, хотя шаманов сейчас достаточно много, и в любой республике, например, Туве, Якутии, Бурятии, Иркутской области – везде есть местная религиозная организация шаманов.
Мы уже дважды пытались зарегистрироваться как местная религиозная организация в Санкт-Петербурге. Но у нас нет централизованной шаманской организации, и этот процесс становится сложнее. Еще одна загвоздка: у христианства есть Библия, в мусульманстве Коран, а у нас, несмотря на существование религии еще с каменного века, такого свода нет.
В целом, основной причиной отказа становилось отсутствие централизованной шаманской организации, которая могла бы одобрить нашу местную. Если бы так было, мы бы получили регистрацию за 28 дней. У нас получается, что процесс длится шесть месяцев, а в итоге мы получаем ответы об отсутствии основ религии в формате письменного носителя.
Шаманы всегда вели деятельность, схожую со священниками и муллами: они защищали людей, помогали им психологически и морально. А как таковых заповедей нет. Первые заповеди написали в Улан Удэ шаманская религиозная организация «Тэнгери», в которой я тоже состою. Это маленькая брошюра, появившаяся благодаря Цырендоржиеву Баиру Жамбаловичу, Заарин Боо (самое высокое посвящение в шаманстве). По сути, других источников нет. Она издана только в 2016 году и не является чем-то официальным, не имеет юридической силы, ее просто приобретают люди и читают. А от нас требуется некий общий свод. Мне кажется, что если бы он появился, весь процесс регистрации был бы легче. В последнее время только практикующие шаманы пишут что-то в интернете, а до этого о шаманстве писали наблюдатели со стороны. Вот, например, несколько основных заповедей:
Чтобы получить регистрацию как местное религиозное сообщество, необходимы основы верования, устав некоммерческой организации. Для центрального сообщества то же самое. Я считаю, что должен быть созван большой совет уважаемых шаманов со всей страны, которые должны будут выбрать верховного шамана. В других религиях примерно то же самое. У каждого в регионе есть уважаемые шаманы, у нас, например, в Бурятии — Цырендоржиев Баир Жамбалович, в Туве — Кара-оол Тюлюшевич Допчун-оол.
Если будет централизованная организация, хотелось бы, чтобы появились библиотеки, письменные носители. Шаманизм разнообразен в каждом регионе, главное объединять все источники. Всех нас объединяет главное: мы, в первую очередь, поклоняемся духам предков своих, умерших и обладавших даром. Мы поклоняемся Матери Природе: небу, земле, воде, огню. Это экологическая, хорошая религия. Сейчас ее сейчас изучают, но совместно с практикующими шаманами это станет интереснее и фундаментальнее.
Разумеется, мы хотим получить официальный статус и имеем право на официальное закрепление. Сибирь, например, всегда была шаманской, а она занимает почти половину территории России. Я практикую шаманство, мои родственники – шаманисты, мы хотим определенные места богослужений, где бы могли молиться и совершать свои обряды, не боясь, что нас прогонят. При этом мы очень спокойно относимся к людям другой конфессии. Если человеку нужна помощь церкви, мы отправим его туда, если ему помогут муллы, мы отправляем к ним. Мы очень толерантно ко всему относимся, поэтому тут не может быть конфликта.
Если все же шаманство признают конфессией, будет легче с местом для молитв и проведения обрядовых действий. Мы сможем получить какие-то помещения или земельные участки, где не будем никому мешать. Документально все станет проще. Главное, начнется более научное изучение с изучением практикующих людей. Сейчас передача практики происходит только устно, а так новые поколения смогут получать все это более систематизированно.
И нельзя забывать, что шаманство — религия Чингисхана, который очень толерантно относился ко всем конфессиям.
Мамкин отеист, расскажи мне про эфолюцию и докенза
Это вопрос не философской, а исключительно политической и юридической сферы. Если правительство сочтёт это целесообразным, то оформит необходимый статус хоть чему угодно. Другой вопрос, что шаманизм существует как давняя традиция в некоторых регионах РФ и на этом основании там пытаются это юридически закрепить более основательно. Выйдет из этого что-то или нет узнаем чуть позже.