Безусловно, университет может стать центром (площадкой) для общения, обмена идеями, мнениями по поводу различных социально-экономических, политических проблем. В истории известны случаи, когда благодаря таким дискуссиям и дебатам оттачивали свое красноречие и создавали собственный имидж известные личности, ставшие позднее политическими лидерами (президентами, министрами, сенаторами). В России традиционно такими вузами являются крупные университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и других регионов.
В настоящее время практически в любом вузе функционируют различные научные школы, где студенты, аспиранты и преподаватели высказывают идеи (иногда революционные), касающиеся в том числе и политических проблем. В этом аспекте большую роль играют ученые (преподаватели), которые должны учить студентов/аспирантов критическому анализу, не навязывая им свое кредо.
Образование и наука, как правило, тесно переплетаются с реальной социально-политической средой, которая характеризуется многообразием политических партий и групп, позиции которых могут быть диаметрально противоположными. Поэтому дискуссии, полемика между ними в стенах университета имеют положительный эффект в плане обучения студентов широко мыслить, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д.
Миссия университета заключается прежде всего в повышении уровня образованности личности, в развитии компетенций, позволяющих студенту мыслить, анализировать и делать обобщения (выводы), грамотно формулировать свои идеи. Поэтому полемика вообще и политические дискуссии (дебаты) в частности могут принести пользу в данном контексте.
Последние два года в мире и в том числе в нашей стране происходят серьезные трансформации в общественных отношениях, обусловленные пандемией коронавируса и обострением политических противостояний, которые в определенной степени ограничили контакты между людьми. Появились новые формы общения в режиме онлайн, к которым необходимо адаптироваться. Изменились и технологии развития у студентов критического мышления, формирования их гражданской позиции. Наряду с учебно-методическими ресурсами возросла роль общественной деятельности студентов, к которой относятся участие в работе студенческих объединений и проектах. Учащиеся стали активнее выступать на форумах (преимущественно в дистантной форме) по проблемам прав и свобод граждан, защиты окружающей среды; число студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, существенно возросло. Все вышеперечисленное свидетельствует о преимуществах участия студентов в политических мероприятиях, способствующих формированию у них способности анализировать, систематизировать, резюмировать получаемую информацию — и на этой основе принимать независимые обоснованные решения.