Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли, мысленно, поставить себя на место разумной планеты Солярис из романа Станислава Лема. Каковы при этом ощущения?

Сергей Анатольевич
Философия
  · 506
Специальный психолог. Неравнодушна к философии, религиоведению и искусству  · 19 дек 2021
Мне кажется, что для реконструкции сущности Океана и проекции её на себя Лем дал нам в романе нарочито мало сведений о нём.
Чтобы поставить себя на место Другого, нужно обладать достаточными представлениями о его природе, мотивации, целеполагании, свойственных ему чертах и особенностях.
Роман же оставляет читателя в полнейшей неопределённости касательно интерпретации реакций Океана, делая невозможной их моральную оценку и какое-либо прогнозирование. Как говорится в книге, соляристика застряла на сугубо описательных началах, не сумев выявить закономерности.
Если посмотреть чисто фактологически, может показаться, что Океан сознательно мучает людей фантомами, с которыми связан их травмирующий опыт, однако устами Снаута Лем высказывает идею о том, что Океан мог и не знать, какое значение для людей имеют воспроизведённые им воспоминания для их носителей. Что, если болезненно окрашенные переживания прошлого просто более эмоционально заряжены, а потому отчётливее воспроизводимы?
И всё же, концовка романа - прекращение возвращения фантомов после их аннигиляции, - может быть некой формой обратной связи от Океана, возвращающей людям надежду на контакт с Океаном.
Тем не менее, если очень хочется вообразить себя огромной разумной монолитной субстанцией, способной воспроизводить и материализовывать объекты и воспоминания людей, придётся сильно достраивать этот образ, рискуя сделать его чрезмерно антропоморфным и потому далёким от того, каким хотел его представить писатель.
Кстати, схожую параллель можно провести с попытками представить, понять или поставить себя на место какой-либо божественной сущности. Для построения такого образа чаще всего нужно будет прибегнуть к человеческим свойствам, так или иначе изменив и дополнив их. Примерами тому является и христианский Бог-Отец, и, например, греческие боги, обладающие вполне людскими слабостями при расширенных способностях.
Можно это не вопрос, можно,но нужно ли, зачем вот в чём вопрос..
Познание мира / познание человека Эволюционная футурология   · 19 дек 2021  · eduardvitol.ru
Погрузиться в собственные фантазийные представления, ощутив себя мыслящим океаном планеты Солярис, возможно. Только необходимо, хотя бы в общих чертах, знать его свойства и основные характеристики. Чтобы спроецировать их в сознание. Иначе это будет всего лишь субъективная идея о данном явлении и не более того. Поскольку у автора отношения с фантастической (и научно-фанта... Читать далее
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн). Отдаленная древность. Гиперборея. Мировой...  · 21 дек 2021
Признаться честно, я книги так и не читал. Дивная эпоха (все 60е годы) всеобщего увлечения научной фантастикой, где одним из главных столпов был Лем, трагически прошла мимо меня. Могу судить обо всем только по творению Андрея Тарковского. Представить себя на месте этой думающей планеты можно, хотя бы и потому, что мы сами представляем что-то подобное, потому как... Читать далее
Философия, Психология.   · 24 янв 2022
Что человек, и автор в том числе, представляет собой, тем он и является … в воплощениях. У планет есть свои Отец и Мать как у и солнечных систем галактик и метагалактик. Иерархически. Можно поставить себя мысленно и на место др разумных планет как Юпитер и Сатурн. По роману Лема ощущения не совсем приятные. На место этой планеты я б не хотела ставить себя. Думаю что... Читать далее