Доброго дня! Поставлю вопрос немного иначе: Можно ли факт добровольной смерти за веру христиан при гонениях рассматривать как аргумент в пользу истинности Христианства.
Ответ на этот вопрос не одназначен (под гонениями я буду подразумевать смерть за веру). Я считаю и да, и нет. Да - потому что многие христиане были до конца жизни преданы Иисусу Христу, и несмотря ни на какие пытки, издевательства со стороны других людей, не теряли преданность своему Господу и сохраняли благодушие перед своими палачами. А нет, потому что смерть по религиозным мотивам была и до Христианства в разных религиях, также и после образования Христианства. Например, не мало мусульман умирало за свою веру. И отдавали свою жизнь люди не только за религиозное исповедание, но и за внерелигиозную идею.
Конечно, между добровольной смертью христиан за исповедание Иисуса Христа и смертью верующих в других религиях, есть не малое различие. Есть характерные черты мученической смерти, которые присущи именно христианам. Например, в церковном Предании зафиксированы случаи, когда умирающие молились Богу за палачей по примеру Иисуса Христа. Многие испытуемые христиане славили Бога, что они умирают также как умер Христос, то есть в каком-то отношении уподобляются любимому Господу. И именно по этим явлениям, которые сопровождались со смертью христиан, многие окружающие начинали веровать в Иисуса Христа, потому что видели не только добровольную смерть за идею, но и любовь Христову в мучениках, которая являлась перед смертью с особой силой. Любовь побеждает смерть и страх смерти! Конечно, Христианство не требует желания мученической смерти от человека, но говорит как нужно жить, чтобы достойно умереть как делали это святые мученики. Мученическая достойная кончина это не есть дело одного дня, а это итог всей Христианской жизни мучеников.
Несмотря на вышесделанные выводы в пользу того, что мученическая кончина христиан доказывает истинность Христианства, использовать этот аргумент при разговоре с неверующими людьми, я бы не стал по следующим причинам:
Первая причина состоит в спасении других людей. Выше делал вывод, что самоотверженная смерть праведников помогала неверующим обрести веру. Как Иисус Христос отдал Свою безгрешную жизнь для спасения многих людей, так и верные ученики Его как по своей воле, так и нет, принимали такую смерть.
Вторая причина заключается в отступлении людей от Христианской веры в том случае, если бы их не постигла насильственная смерть. Поэтому, Бог позволял умирать праведникам такой смертью для спасения их в вечности. В вниге премудростей царя Соломона можно найти подтверждение этой мысли: А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Прем.4,7-12. Думаю конечно,что есть и другие причины, о которых знает один лишь Господь. Но как бы то ни было, мученическая смерть благочестивых христиан не является закономерностью в Христианстве, а скорее исключением, которое допускалось Богом по определенным причинам. Если утверждать обратное - что мученичество есть угодная Богу смерть, тогда выходит что земная жизнь человека не ценна для Бога. А этот факт может оттолкнуть многих людей от Христианской веры, потому что мало кто из людей (конечно есть такие люди, которые не хотят жить, но как правило это связанно с их болезнями как духовного характера, так и телесного, а не здоровым состоянием) хочет рано умирать и это естественно. Само Евангелие повествует как ночью перед арестом Иисус Христос по-человечески боялся умирать и испытывать сильнейшие страдания: Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Мф.26,38-39. Что говорит что смерть противоеестественна для человека. Жизнь со Христом Господом в благочестии и радости начинается уже в этой жизни, но продолжается после земной жизни с особой силой
Нет ни одной религии, последователи которой не переживали гонений в ту или иную эпоху, порой весьма суровых. Так что этот аргумент применим ко всем.
С естественнонаучной позиции - нет.. гонения и истинность - понятия "из разной оперы".. потом опять же, в истории был период гонения на язычников христианами..
С позиции философии - да.. правды боятся, правду не любят.. ведь она обличает желающих заработать не работая, нажиться на чужом горе и т д..
Гонения - нет. Тот факт, что результат этих гонений каждый раз противоположен замыслу гонителей - да. Ровно как и ито, что множество гонителей в течение жезни меняли свои взгляды и сами примыкали к христианам. Причем, не только во времена уменьшения гонений, но и во времена самых лютых нападок на христианство.