Да. С уверенностью можно утверждать, что и русские землепроходцы и монашествующие отцы пустынники преображали нашу Россию. Если побуждающей причиной движения землепроходцев в неизведаные земли был поиск путей торговых и они несли материальные изменения в жизнедеятельность населения в новых землях, то отцы пустынники несли духовное преображение. Остановимся на терминах. ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ, русские путешественники и мореходы, участники походов и плаваний, ознаменовавших крупные географические открытия в Сибири, на Дальнем Востоке и в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов, главным образом в 17 веке землепроходцы были большей частью поморами — выходцами из Поморья (включающего бассейны рек Онега, Северная Двина и Мезень). Сведения об их жизни довольно скудны. Многие землепроходцы относились к сословию «служилых людей» (казаки и стрельцы разных чинов), а также к торговому люду (купцы и приказчики) и «промышленникам», занимавшимся промыслами (чаще всего — пушным). Среди землепроходцев были строители, корабелы, землепашцы, охотники, рыболовы, воины, моряки, в основном неграмотные; встречались «новокрещёные» (из татар) и военнопленные иноземцы (из Литвы). Землепроходцы покидали родные места: одни — в надежде обогатиться, другие бежали от налогов, третьи мечтали о славе и власти.
Им нередко приходилось участвовать в столкновениях с местным населением. Порой группы казаков, посланцев городов — конкурентов по сбору ясака вступали друг с другом в стычки и даже в бои, приводящие к гибели людей. Деятельность землепроходцев поддерживалась и частично направлялась центральной властью, а также сибирскими должностными лицами.
В результате значительная часть Западной Сибири до Енисея была в общих чертах исследована и к началу 17 века присоединена к Русскому государству, что способствовало в дальнейшем небывалым по масштабам походам на восток, север, северо-восток и юг Сибири.
Начиная с IV века, бежавшие от суетного мира отшельники превратились в идеал монашеской жизни. Это произошло, когда христианство стало стержнем Римской империи. Многие христиане уходили в скит, чтобы вести жизнь, полную самоотречения, усмирения плоти и созерцания. Эта духовность легла в основу византийского исихазма и православного мистицизма.
Важно определить, что подразумевается под этим не совсем точным термином – «отцы-пустынники».
По-видимому, это словосочетание используется для обозначения всех ранних авторов-монахов, которых невозможно объединить под каким-нибудь более точным названием; на самом деле этот термин применяется, как правило, к любому виду древней литературы.
У Отцов-пустынников очень много общего, поэтому нет необходимости выделять кого-то одного из них. Кроме того, жанр агиографий (изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости) не подразумевает описание индивидуальности конкретного человека. Жития святых написаны, так сказать, под копирку. Конечно, нет правил без исключений и некоторые источники лишены типичных для агиографий клише. Все трое анахоретов вели целомудренную жизнь еще до своего ухода в пустыню. Всем им отправиться в пустыню посоветовал "голос свыше". Они преследовали цель "бегать людей", не показываться в городах и поселениях, уйти подальше от человеческого жилья. Пустыня — это и необитамое место и место непригодное для проживания человека. Как выразился авва Авраам: "Всем удовольствиям мира мы предпочитаем страшную наготу этой глуши… скорбную грусть этих песков". Пустынники на время оставляли свое безмолвие и приходили в мир для того, чтобы исповедовать Православие и поддержать православных христиан держаться истинной веры. Так преподобный Антоний Великий пришел в Александрию для того, чтобы заявить о своем противостоянии догматам Ария.
И всё же, роль монашества состоит в том, чтобы обеспечивать Церковь опытом общения с Богом, проникнуться Его реальным, а не социальным познанием.
Хотя, западное католическое монашество не устояло от соблазна социального служения. Именно поэтому появилось деятельно-активное монашество. Ради мирского образа мышления вынуждены играть такую роль, которая одобряется светским обществом. Они вынуждены создавать разные учреждения: школы, больницы и там совершать свое служение. Тем, якобы расширяется проповедь Кресте иудеям на соблазн и эллинам безумие. Однако, православные монахи-отшельники, благодатию Божией, проповедуют Христа собственной жизнью самораспятия, исихастским монашеством. И хотя отцы-пустынники уходили от людей, всё же вслед им на новые неизведанные земли, шла
православная братия.