Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли считать коммерческую форму обучения в колледже/ВУЗе одной из преград в построении общества знания (постиндустриального общества)?

Может ли существовать полностью бюджетная/бесплатная система высшего образования, обеспечивающая экономику страны конкурентоспособными кадрами?
ОбществоОбразование+3
Артем Косоруков
Политология
  · 4,4 K
Бродячий наставник общества  · 17 мая 2022
Безусловно, построить полностью бюджетную систему реально.
Вопрос немного в другом. В постиндустриальном обществе сама потребность системы в людях с высшим образованием резко снижается из-за повышения производительности труда. Там, где раньше работало конструкторское бюро на 20 человек, сегодня справляются 1-2 человека с компьютерами, автокадом, и 3д-принтером. Для основной части работающих более чем достаточно среднего профессионального образования или вовсе курсов.
В этом плане систему здорово описал Айзек Азимов в рассказе "Профессия".
Ярким примером для моего родного региона была ситуация с педагогическими кадрами. К 1999 году было около 100-150 вакансий учителей в году - и около 3000 выпускников только педагогических вузов Башкирии, не считая выпускников педколледжей, а также выпускников регионального университета, БашГУ, которые тоже могли преподавать в школах. То есть, по-хорошему, сегодня реально потребность именно экономики в кадрах высшей школы в разы меньше, чем выпуск.
Но в постиндустриальном обществе высшая школа - это не только про экономику, это еще и про науку. Считается, что массовое высшее образование позволяет расширить количество ученых. На самом деле нет. Там куда более сложная система. Но тем не менее, эту потребность тоже можно закрыть бюджетным высшим образованием.
согласен с Вами, но как строить современное общество, если в ВУЗе или коллеже встречаются студенты-бюджетники с... Читать дальше
@Артем Косоруков, у меня не снижало) Более того, у меня было чувство превосходства, а иногда и приработок, когда я делал им работы или репетиторствовал)
И да, я согласен, у нас не должно быть одновременного бюджетного и коммерческого образования. Возможен вариант, когда есть коммерческие ВУЗы типа ВЭГУ, которые за плату могут дать какой-то высочайший уровень образования. Ну и, будем честными, сегодня процентов 40 людей могут работать без профобразования вообще. Им это не нужно, и они вполне могут быть успешными продавцами, отличными официантами, таксистами, кладовщиками. Максимум - какие-то краткие месячные курсы. И нам нужно сегодня сбивать вот эту мотивацию "без высшего образования не преуспеешь". Высшее образование нужно далеко не всем - это как раз и повысит качество высшей школы.
Нет определения (по разумению писавшего) термина "постиндустриального общества". Так можем прийти к обществу по доктору Хассу. Был такой персонаж в фильме "Мертвый сезон". Элита и трудящиеся. Красота!
@ВИМИ, четкого определения действительно нет. Но обычно под этой темой понимают идею такого развития, когда производство товаров требует не сосредоточения значительных трудовых ресурсов, а высокой технологичности. Иными словами, когда для производства одного магнето требуется 100 человекочасов - это индустриальное общество, а когда за 1 человекочас собирается 100 магнето, причем человек смотрит, чтобы рабочие роботы не поломались, а не собирает их сам - это уже постиндустриалка)
Очень часто, сравнивая систему бюджетного и коммерческого образования, забывают, что "бюджетное" не означает "бесплатное". За бюджетника просто элементарно платит государство. А как известно "кто девушке платит - тот её и танцует". Эти деньги обязательно должны вернуться, да с прибылью. Не был исключением и Советский Союз. Отсюда и требование от кандидата на бюджетное место высокого балла - некоего залога успешного обучения, и обязательной отработки после окончания - надо отработать государству затраченное на обучение. Если ты платишь сам - ты сам себе хозяин, разбирайся со своими кредиторами - и свободен. Если так, то, по сути, никакой разницы между студентами быть не может - они в равных условиях. Если низкий балл, не позволивший пройти на бюджет - сбой, ошибка, и не отражает реальной обучаемости, то такой "платник" даже в выигрыше перед "бюджетником" - он ничего не должен государству, а потому гораздо свободнее в выборе дальнейшей стези.
@Григорий Гаврилов, очень сложный вопрос - "с прибылью". Как ее оценить - в деньгах?
К тому же сегодня сложилась такая печальная ситуация с платным образованием - оно воспринимается как "образовательная услуга". То есть люди платят деньги и рассчитывают, что они без особых усилий за эти деньги получат диплом. Поэтому традиционно даже в сильных вузах "контрактники" обычно слабее по знаниям, чем бюджетники.
Комментарий был удалён за нарушение правил
  1. не совсем такое деление.
Начальное дает некий навык рук. Печатать текст, смешивать растворы и т.п.
Среднее дает навык мозга.
Высшее, как верно заметили, дает систему и умение ее строить. Не кругозор. Кругозор дает школа.
Тонкость в том, что сегодня переключение между способами производства не требует принципиального переобучения. Если переучить швею с ручной работы на станок в 17-18 веках - это реально долго и сложно, то сегодня переобучить аппаратчика синтеза на аппаратчика пиролиза - дело мини-курса месячного. Компьютеризация позволяет свести работу к контролю и вмешательству в процесс через компьютер. Основная часть технологических процессов сегодня так или иначе автоматизирована. И даже какое-то принципиальное изменение сути процесса для рядового рабочего будет выглядеть как небольшое изменение программы на ПК, чуть измененная инструкция по ТБ и и немного другой порядок подкручивания вентилей и нажимания на кнопочки. Некритичные изменения. И сталкивался со случаями, когда человек вообще не имел начального проф.образования или образование было непрофильное, поварское - но пройдя те самые 2-3-месячные курсы и инструктажи люди становились хорошими работниками на опасном производстве. Не блестящими, но хорошими, не допускающими серьезных ошибок. Это реально.
Так что деление "1 ученый разработал концепцию - 1 инженер разработал технологию - 1 инженер внедрил технологию - 1000 рабочих ее реализуют" именно сегодня работает в полную силу. И высшее образование для рабочего - это не потребность экономики или общества.
  1. Вы тоже были бы правы, если бы вопрос у нас сегодня стоял в резкой нехватке чего-то. Но сегодня, так сложилось, рост производительности связывается не с личной эффективностью, а с технологичностью и автоматизацией, когда даже не самый образованный кандидат выполняет нужные работы с заданной производительностью. Появились термины overqualified и downshifting. Причем первый воспринимается как недостаток) Более того, начинает складываться ситуация, аналогичная промышленной революции, когда излишний рост роста технологий приводил к безработице. Так что эта тема отлично работала в промышленном обществе, но в постиндустриальном она становится бесполезной.
  2. Верно. И поэтому здесь стоит тема не высшего образования как такового, а компетенций. И высшая школа сегодня не рассчитана на развитие компетенций. Строго говоря, это не работа высшей школы, это тема психологии и качественной профориентации в школе.
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее.  · 16 мая 2022
Образование - вещь дорогая. Оно обязательно оплачивается жителями государства. Если образование называется бюджетным, это означает, что жители государства оплачивают его не персонально своим детям, а через более высокие налоги тем, кого государство выбрало для получения этого самого образования. В принципе, нигде в мире нет ни чисто коммерческого, ни чисто бюджетного... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Врач,учитель Животноводство,здоровье,вакцинация,история  · 16 мая 2022
Конечно может. В Советском Союзе высшее образование было бесплатным. Впрочем,и любое другое образование тоже. И кадры выученные в Советских вузах были пожалуй лучшими в мире. Другое дело что Советское высшее образование не признавалось западом по политическим соображениям
1 эксперт согласен
Комментарий был удалён за нарушение правил
Рабочий с дипломом инженера-оптика  · 22 мая 2022
Преградой в построении "постиндустриального общества" является не форма обучения, а сама концепция такого общества. Ну, будут у тебя знания, коммерческим ли, бюджетным ли обучением добытые… В тарелку дома ты вместо каши положишь знания? И их кушать будешь? И будешь сыт? Сомневаюсь… И вместо ботинок обуваться будешь в знания? А получать информацию будешь телепатически... Читать далее
Расстрижен за вольнодумство по статьям "история" и "политология".   · 16 мая 2022
Только она и может. См.  вариант определения социализма. Социализм — это общественно-экономическая формация, основная цель существования которой есть постоянный рост благосостояния всех членов общества соразмерно вложенному собственному труду, для постепенного достижение равенства материального благосостояния всех на предельно высоком уровне доступного человечеству, что... Читать далее
Человек как человек. Служил, работаю, дети, охота, спорт.  · 18 мая 2022
Если такого постиндустриального общества, как в РФ 90-х или США сегодня, то там как раз серьёзная учёба и мешает сложить два и два, что бы просто не бредить на манер, явно больной психически Иды Аукен (если она сама верит в то что излагает. разумеется). /Рекомендую ознакомиться с её фантазиями, как минимум для того, чтобы убедиться, что ни о какой учёбе чему угодно... Читать далее
Правильно, "зачем "убивать" бюджетные деньги" (особо следует обратить на выражение - "УБИВАТЬ"🤣)... Все верно... Читать дальше