Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли считать «Ночной дозор» русской версией супергеройского кино?

КиноСупергеройские фильмы
Анонимный вопрос
  · 5,8 K
редактор kino-teatr.ru, автор «Искусства кино», ведущий подкаста Monday Karma  · 6 апр 2021  ·
micmacs

На мой взгляд, нет, потому что главная особенность супергеройского кино — это, кхм, наличие супергероя (никаких других жанровых особенностей там нет, с любым Суперменом можно снять драму, комедию, вестерн, хоррор, да хоть псевдодокументалку), а мир «Ночного дозора» больше завязан на магической логике, и часто его относят к территории городского фэнтези.

Другой вопрос, что понятие «супергерой» — довольно размыто: ими становятся и инопланетяне, и школьники, и параноики, и миллионеры, и черти, а способности варьируются от технологических примочек и магии до физической силы в пределах человеческих возможностей.

Номинальный мотив избранности, свойственный многим фантастическим сюжетам (хоть «Гарри Поттеру», хоть «Легенде о Зигфриде», хоть «Атаке титанов»), — один из архетипическим, уводящих нас к мифам, легендам и рыцарским романам. Делает ли это супергероями хоббитов и юных волшебников? Вряд ли. Позволяет ли видеть супергеройский ореол вокруг почти любых самоотверженных борцов со злом, чьи способности чуть превышают так называемую норму? Возможно — во всяком случае с этим работает и «Легенда №17» и, например, польский фильм про волшебного массажиста «Снега больше не будет».

Еще важны привязка к городу (у большинства суперов строгая территория или база: Готэм, районы Нью-Йорка, иногда — просто Земля), а также некая травма, которую супергероические свойства компенсируют. Опять же — тяжелое прошлое, сделавшее характер героя в некотором роде исключительным, мы можем найти и у Гарри Поттера, и Валерия Харламова.

Иными словами, супергероем при желании можно назвать любого экстраординарного персонажа, стремящегося к некоторому статусу-кво в мире — редко когда они что-то радикально меняют (как бы уровень криминогенности ни снижался, он все равно не пропадает). И может быть это как раз и является в большей степени отличительной чертой мира супергероев. Если не будет Саурона — Средиземье порадуется, если не будет Джокера — не будет Бэтмена (у Алана Мура есть комикс и об этом), хотя появились они асинхронно.

Если не будет Тьмы — не будет Света, а значит, Антон Городецкий перестанет быть супергероем, даже если им на какое-то время и стал.

Можно переформулировать вопрос следующим образом. Ночной дозор - "супергеройское кино" или фэнтези? Так, кажется... Читать дальше