В сфере научного познания проявляются две основных тенденции: 1) дифференциация науки на отдельные отрасли/направления, имеющие специфику, и 2) интеграция, стягивающая/соединяющая разнообразные формы, методы, способы, направления исследований, итогом чего является научная картина мира, как систематизированные, объективные представления об окружающей реальности во всем её многообразии.
Возникновение междисциплинарных (трансдисциплинарных) направлений как раз свидетельствует о синтезе научных знаний. Ибо дальнейшая специализация ученых приводит к их изоляции и непониманию коллегами из смежных областей научного поиска.
Мир целостен, поэтому целостными должны быть и знания о нём. И чем дальше развивается наука, тем больше возникает общенаучных направлений, таких как общая теория систем, общая теория эволюции и проч. Два основных вектора познания - "вглубь" (к микромиру) и "вширь" (к мегамиру/Вселенной), сегодня начинают смыкаться - рождается космомикрофизика.
Даже формируется сфера знаний, названная "науковедением", в которой комплексно изучают саму науку в ее исторической динамике и различных формах проявления.
Часто - для отражения процесса познания - используют наглядную модель окружности. Внутренняя часть которой обозначает все то, что уже освоено наукой. А внешняя - то, что еще находится за рамками ее возможностей. И расширение внутренней области, раздвижение горизонтов познания, приводят к соприкосновению с еще бОльшим количеством новых (неисследованных) явлений, объектов, процессов. Такова сущность человеческого разума - стремиться охватить необъятное. Но поскольку он конечен/ограничен в плане своих возможностей и функциональности, то полностью познать бесконечное (Мироздание в целом) ему невозможно. Как в индивидуальном (субъектном), так и общественном (социум) измерении. И таким образом, наука - как общественный институт и способ теоретического и практического освоения реальности - сохранит указанные выше тенденции. Она продолжит свое движение в бесконечность, так её никогда не достигнув. Что определяется ограниченным периодом существования земной цивилизации.