Создатель системы нотной записи — итальянских монах Гвидо д'Ареццо, ещё его называют Гвидо Аретинский. Он служил в церковной школе города Ареццо и руководил там детских хором. Ноты он придумал, чтобы облегчить обучение юных певцов и чтобы те более точно исполняли церковных гимны и хоралы.
До него существовали лишь знаки-невмы, которые обозначали не одну конкретную ноту, а определенный музыкальный мотив. Невмы должны были напомнить певцам уже знакомые им мелодии.
Гвидо же поместил невмы на линейки. Cначала их было всего две: красная и желтая, соответствующая нотам F и С. Затем линеек стало четыре, невмы располагались и на них, и между ними. Это обозначало высоту звука гораздо точнее, чем прежде.
Кроме того, Гвидо ввёл в обиход последовательность из шести звуков, каждый из которых обозначался слогом. Слоги были заимствованы из первых шести строк гимна Святого Иоанна Крестителя. По легенде, именно Иоанн был покровителем певцов.
Слова гимна такие:
Ut queant laxis;
Resonare fibris;
Mira gestorum;
Famuli tuorum;
Solve polluti;
Labii reatum;
Sancte Iohannes.
Если взять первый слог в каждой строке, получится ут-ре-ми-фа-соль-ля.
С течением времени Ут заменили на "до", и ввели ещё седьмой звук "cи" (начальные буквы слов последней строки, Sancte Iohannes).
Поэтому можно сказать, что ноты были придуманы не на каком-то музыкальном инструменте, а в процессе певческой практики.
А как же хорошо темперированный клавир?