Тут сложно сказать, потому что фильм, который становится культовым, как правило, выходит за рамки чистой экранизации и сильно отличается от литературной основы (яркий пример – "Сталкер" Тарковского и "Пикник на обочине" Стругацких). И, соответственно, далеко не всегда лучшие фильмы снимаются по лучшим романам. Кроме того, бывает, что фильм снят по мотивам нескольких произведений или даже, как фильм "Кабаре" Боба Фосса – по бродвейскому мюзиклу, в свою очередь написанному по романам Кристофера Ишервуда. Что тут считать литературной основой? Но, если не вдаваться в такие тонкости, то можно просто пройтись по фильмографиям режиссёров и составить списки источников. Например, для Кубрика это будет "Заводной апельсин" Берджесса, "Сияние" Кинга, "Красная тревога" Питера Джоржа, "Лолита" Набокова, "Спартак" Говарда Фаста, "Старики" Густава Хэсфорда, "Новелла о снах" Артура Шницлера и так далее.
Но, вероятно, не все книги из этого списка можно назвать "лучшими романами XX века.
"Унесенные ветром" - фильм до сих пор не превзойден по многим показателям, "Крестный отец" - тоже самое можно сказать. "Поющие в терновнике" - впрочем автору этот сериал не понравился. "Солярис"
Завтрак у Тиффани - очередная блестящая книга блестящего автора, которой повезло с блестящей экранизацией с блестящей актрисой и блестящим саундтреком. Ощущения от книги - как от меланхоличного летнего дождика с радугой.
www.youtube.com/embed/uirBWk-qd9A?wmode=opaque
ЗавтраК у Тиффани
Уточняю:Солярис" имеет минимум три воплощения: 1968, 1972 и 2002 года США.
Рекомендую начать с 1972 года - Андрей Тарковский, всё-таки. Плюс актёры.
Непонятно, почему ШТАТЫ взялись за свою версию - видимо, надеялись, что НОВОЕ перекроет качеством СТАРОЕ. Имеют право.