Характерной чертой философии 20 века является "поворот к языку", означающий что подход к решению многих философских проблем стал осуществляться посредством анализа языка. Язык из простого средства передачи информации превратился в средство познания.
Основная проблема, которая интересовала философа Витгенштейна (Логико-философский трактат , 1921г.): " Как язык, представляющий собой конвенциональную систему произвольных знаков, может сказать нечто истинное об окружающем мире?
Философ предложил метод решения основных философских проблем через призму отношений языка и мира. Язык и мир - это "зеркальная пара". Язык отражает мир, потому-что логическая структура языка идентична антологической структуре мира. Так говорит Витгенштейн в начале исследования этой философской темы.
Концепции позднего Витгенштейна сложились в ходе наблюдения над функционированием языка в естественных условиях его использования (Философские исследования, 1953г.). Философ высказывает мнение, что в основе большинства философских проблем лежат концептуальные путаницы, связанные с использованием языка.
"Следует радикально преодолеть представление будто язык всегда функционирует одним и тем же способом и всегда служит одной и той же цели: передавать мысли - будь то мысли о доме, боли, добре, зле и обо всем прочем."
На смену концепции языка, как образа окружающего мира, приходит инструментальная концепция : "Язык- это инструмент. Его слова инструменты."
Язык теперь понимается как подвижная система контекстов (языковых игр). Языковые игры - термин для описания языка, как системы конвенционных правил, в которых участвует говорящий и в которой подразумевается варианты значений.
В ходе "языковых игр" язык не отражает реальность, а в определенном смысле ее создает. " Когда некто утверждает нечто, то констатирует ли он существование такой связи или создает ее этими словами" - спрашивает философ Витгенштейн.
Понятие действительности в теории "языковых игр" рассматривается им теперь не как неизменное, вечное, самотождественное, а скорее как результат исторического взаимодействия людей с окружающей средой, как возможная модель действительности. Не объективная реальность, а субъективная реальность. Объективный реализм сменился обусловленным релятивизмом. На смену единой картины мира, отраженной в "идеальном символическом языке", приходит множество картин действительности (моделей) , укорененных в различных формах общественной жизни и сформированными разными языками.
Перескажем все это в более простой форме.
В начальный период исследования философ представлял "язык" как некую "картину", на которой нарисован "реальный окружающий мир". "Общество" могло подходить к "картине" и посмотреть на "реальный окружающий мир" не выходя на "улицу".
Но входе своих исследований философ выяснил, что "язык" не "картина", а "язык" является неким "прибором" (языковые игры). Если на вход этого "прибора" подать "реальный окружающий мир", то на выходе этого "прибора" можете получить "неизвестно что" и в многочисленных вариантах. Можно назвать это "неизвестно что" - " фантазии языка". Эти фантазии общество или его часть принимает за "реальный окружающий мир", например теория "солипсизма" и т.д.
Какова же в этой связи роль философии?
Философ Витгенштейн предлагает философию в роли терапевта по разъяснению и прояснению проблем, связанных с "языковыми играми", и философия предстает уже не только библиотекой "доктрин" и "истин".
Философ Людвиг Витгенштейн говорит:
" Эти проблемы решаются не получением новой информации, а упорядочивания того, что нам давно известно. Философия есть битва против околдованности нашего разума средствами нашего языка".
Философия должна и дальше развиваться как средство анализа языка с целью "показать мухе выход из мухоловки".