Феминизм и как политическое движение, и как область мысли, не является пережитком прошлого и крайне актуален сегодня по нескольким причинам.
Во-первых, нигде в мире, даже в странах с низким индексом гендерного неравенства (gtmarket.ru), еще не было достигнуто положение, в котором мужчины и женщины, а вместе с ними и люди с более сложным гендерным самоопределением, находились бы в равных позициях во всех сферах жизни, имели бы равные права и возможности. Это значит, что для феминисток со всего мира остается достаточно проблем, с которыми нужно активно работать.
Тут важно отметить, что равенство возможностей не всегда зависит от правовой базы, от прописанных законов. Возможности человека в обществе определяются множеством факторов, например, реальным доступом к образованию и к медицинской помощи, обычаями. В гендерной перспективе возможности женщин, например, могут ограничиваться теми или иными традициями, обычным, то есть непрописанным правом, тем, что считается «верным» и «неверным», «нормальным» и «ненормальным», а также «естественным» в социуме. Идея о том, что для мальчиков «естественнее» заниматься точными науками, чем для девочек, может быть ограничивающим фактором доступа женщин в точные науки. Иными словами, современные феминистки не только корректируют правовую базу, как это было в начале ХХ века, они критически анализируют гендерные стереотипы, представления, все те смыслы, которые появляются в масс-медиа, литературе, образовательных программах, выявляют их значения — и предлагают альтернативу.
Во-вторых, даже если в некой гипотетической стране феминисткам удалось бы добиться абсолютного равенства между гендерами, то нет никаких гарантий, что такое равенство сохранится в обществе надолго. Есть множество стран, где после эпохи «прорывов», в которые женщины получали доступ к образованию, политическому участию и пр., следовал так называемый консервативный поворот, и они теряли многое достигнутое. Примером государства, в котором произошел консервативный поворот, является Иран, такой страной можно назвать и СССР, где в 20-х гг. ХХ века впервые в мире были разрешены аборты и установлены демократичные процедуры развода, а потом аборты были запрещены, а процедура развода серьезно усложнилась.
Вообще сложно представить себе ситуацию, описанную вначале этого абзаца (ситуацию «абсолютного равенства») и именно потому, что справедливость (в том числе гендерная) — это скорее процесс, требующий постоянных усилий, нежели некий конечный результат. Общество находится в состоянии постоянного изменения, и задача феминисток в такой перспективе — не только бороться за права и возможности, которых у женщин не достает, но и предупреждать негативные тенденции и делать так, чтобы дальнейшие изменения были позитивными. В процессе изменения общества и с развитием технологий и знаний у феминизма могут появляться и новые повестки. Например, с усилением миграционных процессов это вопросы о правах женщин-мигранток, а после того, как врачи научились делать операции по перемене пола, — проблемы трансгендерных людей.
В-третьих, феминизм — это не только политическое течение, это еще и обширная междисциплинарная интеллектуальная и исследовательская сфера. Существует феминистская и квир-теория как области философии, изменившие подход философов к категории субъекта, гендерная социология, гендерная история и многие другие дисциплины, так или иначе связанные (в том числе "генетически") с феминистской повесткой. Интеллектуалы, работающие в этих областях знания, осмысляют вопросы, поднимаемые и в других дисциплинах, но предлагают особую оптику взгляда на них. Например, гендерные историки-германисты, исследуя нацистское общество, обнаружили, что в Третьем рейхе угнетению подергались люди не только по расовому критерию (что было основным моментом нацистской доктрины и привело к этническим чисткам), но и по гендерному (женщины) и по другим, таким как психическое здоровье, возраст, род занятий. Иными словами, нацизм оказался идеологией, которая привела к ограничениям прав и возможностей многих граждан Германии, считавших, что они после прихода нацистов к власти скорее «выиграют», получат привилегии. Странно представить, что подобного рода анализ, который позволяет глубже понять феномены прошлого и настоящего, может вдруг стать неактуален.