Существует три типа написания песенных произведений: стихи пишутся на музыку (гимн России), музыку пишут на стихи (Не жалею, не зову, не плачу Есенина), третий - автор пишет музыку и стихи параллельно (самый распространенный сегодня).
Сложно ответить какой способ является лучшим. Но по сути - в начале было слово... Песня - это смешение литературы и музыки. Именно стихотворение, подчиненное законам стихосложения (размер, стопы, благозвучность, строфика, рифмовка) дает посыл и смысл, вызывает эмоции в человеке. И не удивительно, что размеры стихотворений сочетаются с законами музыки, например ударение в слове - это ни что иное как удлинение гласного звука. Следовательно в песне ударение слова изменит длину ноты или наоборот длина ноты может не правильно изменить ударение (РадовАть, хочу тебя сегодня радовАть... )
Исторически сложилось, что самые красивые звуки мы слышим наверху ( верхний регистр) - это и красота и напряжение, как бы апогей ощущений в музыке. Следовательно апогей в тексте должен сойтись с апогеем в музыке.
Так как пение - это открытое звукоизвлечение (исключение - горловое монгольское пение), то вся красота заключена в гласных, поэтому важно увеличение количества и длительность гласных и уменьшение (редуцирование) звучания согласных звуков.
В большинстве случаев мажорная музыка - веселая, минорная - грустная. И если мы напишем "В лесу родилась ёлочка" в миноре, смысл песни изменится, это уже будет не праздник детей, а панихида по дереву.
Так как песня неразрывно связана с голосом человека, то и написание музыки для песни должно быть в рамках возможности исполнения певца.
Учитывая все вышеописанное, поэт, пишущий песню, должен учитывать нюансы которые ему укажет композитор. Поэтому писать песню удобнее в тандеме. Другое дело, что осуществить это трудно, особенно в современных условиях, это и гонорар и авторское право... Легче объявить себя и композитором и поэтом и вместо песни "Мне нравится.." (музыка Микаэля Таривердиева на стихи Марины Цветаевой), писать "шедевр" из двух аккордов - Ты давился и икал, мал по малу привыкал... Денег побольше, проблем поменьше.
Главное - песни должны писать профессионалы в поэзии и музыке, тогда на сердце от песни веселой полегчает, а песни и пляски смерти (автор Мусоргский) будут услышаны и глубоко прочувствованы.
Что же касательно вопроса об умении подмечать образы, то скажу так- суть художника и заключается в том, чтобы видеть, выявлять и отображать образы и применимо это для всех видов искусств.
И напоследок о ритме. Конечно же чувство ритма необходимо художнику. Ритм -это чередование звуков и пауз и для художника мало понимание звуков, нужно еще понимание пауз. Более того, сейчас уже существуют жанры которые просто не смогут существовать без ритма: например рэп.