Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли отменить ЕГЭ?

ОбразованиеШкола+2
Anton Svobodin
  · 15,8 K
Вольный слушатель  · 16 мар 2018

ЕГЭ, если рассматривать все это как часть системы транзита "школа-университет" по сути своей - чрезвычайно хорош. Все плюсы перечислять не буду, они неоднократно были перечислены выше, это и единый федеральный стандарт образования, и более широкие возможности для поступления в хороший ВУЗ, и снижение коррупционной составляющей (кроме тех регионов, на которые не распространяется законодательство РФ), а также многое другое. Многие оценивают ЕГЭ исходя из его состояния на момент, скажем, 2008, 2009 или даже 2012 г., но за это время была проделана огромная работа и ЕГЭ сейчас - это гораздо более отточенная система, чем 10 или даже 6 лет назад. Большинство недостатков, касающихся непосредственно формы проведения экзамена и его содержания были устранены, о чем даже не все наши политические деятели подозревают, потому что некоторые до сих пор считают, что ЕГЭ - это своего рода лотерея. Сейчас ЕГЭ - это гораздо меньшая лотерея, чем выпускные и вступительные экзамены раньше. Там нельзя просто "угадать" и они полностью лишены влияния человеческого фактора.

В чем же тогда проблема? Проблемы сохраняются на уровне, предваряющем ЕГЭ, а также на уровне последующих событий. Речь о том самом "натаскивании" на ЕГЭ, которым охотно занимаются педагоги и репетиторы, и которые в этом на самом деле не виноваты. Причина в том, что ЕГЭ стал своего рода индикатором качества образования. Министерство подсчитывает средние баллы, которые по идее должны показывать, где учат лучше, а где хуже. И вот после этого начинается неразбериха, которую я считаю главной ошибкой действующей системы.

В своей жизни мы очень часто сталкиваемся с тем, что "усиливают сильных", а "слабых" отправляют на задворки. Мы привыкли к тому, что лучших премируют, а худших выгоняют. Привыкли к тому, что лучшие получают одобрение, а худшие получают порицание. И это абсолютно логично и рационально в большинстве случаев. Но не в этом. Правительство, в лице министерства образования, не может одобрять или порицать эффективность результатов тех, кто напрямую зависит от этого правительства, если они сами где-то не дорабатывают. Результаты зависят от тех денег, которые выделяются на школы (недавнее исследование института социологии РАН показало, что результаты ЕГЭ в регионе напрямую зависят от количества благоустроенных школ), от той системы образования педагогов, которая была выстроена и от многих других факторов.

В стране, в которой все бюджетники поголовно боятся своих начальников создание такой открытой оценки системы эффективности (прошу заметить, эффективность школ и учителей, а не самих себя) и привело к тому, что мы имеем. На мой взгляд именно здесь кроется причина того самого пресловутого "натаскивания", вместо обучения. Просто потому, что любой другой подход либо рискован, либо недоступен педагогу. А объективную оценку своей педагогической деятельности не хочет получить ни учитель, ни школа, ни департамент образования конкретной местности. Поэтому каждый нагнетает обстановку, оказывая давление на нижесидящих, вплоть до педагогов, которые в свою очередь наседают на своих учеников.

ЕГЭ - как транзитный пункт, оказался в итоге очень хорошей задумкой, но к сожалению, он не очень согласован с действующей системой организации школьного образования, не очень согласован с человеческой психологией и первое время был очень непонятен и для самих учителей.

Может кто-то возразит, что без натаскивания результаты были бы действительно плохими. Ну, с этим я не соглашусь. Когда я учился, "натаскивать" начинали только с 10 класса, мне повезло уйти после 9 и 10-11 класс я изучал самостоятельно в течение года, соответственно ЕГЭ сдавал безо всякого участия школы (хотя формально числился учеником вечерки). Конечно, при обучении я ориентировался на тот список компетенций и навыков, который нужен для сдачи ЕГЭ, но этот список не создавался с нуля специально для ЕГЭ - это то, что и так должен был знать выпускник средней школы. И до ЕГЭ и после. И если вы в рамках этого списка знакомы с материалом - вы сдадите ЕГЭ безо всякого натаскивания. Если же вы с ним не знакомы - то это проблема не ЕГЭ. 

Поэтому, на мой взгляд не ЕГЭ надо отменять. Надо скорректировать эту жуткую систему оценки эффективности и создать все условия для того, чтобы педагоги могли заниматься своими прямыми обязанностями.

общественно-политическая сфера  · 14 нояб 2019
ЕГЭ задумывался как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вузы, которая была такая, что способным абитуриентам из региона в топовые столичные вузы дорога была просто закрыта. Свою роль он выполнил; я поступал в "переходный" 2006 год и видел, как сливали сильных абитуриентов вузы, у которых еще были собственные вступительные испытания, и что в вузы, где уже... Читать далее
Политику люблю. Образование высшее.   · 5 нояб 2021
Вы начали как-то не совсем правильно. Те, кто верит в традиционные выпускные и вступительные экзамены именно понимают, что нынешнее образование ведёт к отупению. Так как ЕГЭ ( совсем нетрадиционный)призывает к бестолковым тестовым знаниям - мягче говорить нет никакого желания. Учителям некогда в прямом общении изучать с детьми материал. Все в тестовых режимах и... Читать далее
Думаю, как ученица, сдающая свои ЕГЭ уже на грядущей неделе и жутко из-за этого беспокоящаяся, могу высказаться.  Традиционные экзамены - это, конечно, круто. Доводилось сдавать их в средней школе, да и читала много, так что неплохо представляю себе процесс сдачи по билетам. Кому-то это подходит гораздо больше. Но мне куда ближе ЕГЭ. И, да, я крайне неорганизованная и... Читать далее
Я думаю, что ЕГЭ лучше в идеальном мире. Когда все задания тщательно продуманы и взвешены профессионалами, когда во всех школах обучение идет примерно на одном уровне, когда нет выкладывания ответов в сеть из Владивостока и нет утекающих к нужным людям правильных ответов прямо из министерства. Какие у меня лично претензии к ЕГЭ? 15+ лет после школы, геометрию и физику... Читать далее
Аспирант, системный аналитик  · 27 мая 2016
Чтобы ответить на ваш вопрос, прежде всего, необходимо определить значения этих терминов: "лучше", "оценивание" и "знания". Понятно, что существует некоторое множество способов оценки уровня знаний: ЕГЭ, традиционный экзамен, контрольные работы и т.п. Все они должны иметь одинаковый набор атрибутов, по которым мы их будем сравнивать (надежность способа, стоимость... Читать далее
Уважаемый Джамиль, в вузы должны поступать люди-специалисты, имеющие склонность руководить людьми и брать на себя о... Читать дальше
English, хоккей и всего понемногу  · 23 июл 2017
Артур Колесов уловил самую суть: главная проблема сейчас не в форме проверки знаний, а в самом процессе обучения.  ЕГЭ сильно демонизирован. На самом деле, с момента существования он был изменён в лучшую сторону и позволяет вполне адекватно и комплексно проверить знания. А вот даёт ли такие знания школа? Учит ли выражать мысли и понимать место каждого школьного предмета/... Читать далее
Жена офицера  · 27 мая 2016
10 лет назад, будучи ученицей 10 класса, я проводила опрос как раз по теме данного вопроса. Старшеклассники, студенты, родители, учителя - каждый говорил, что ЕГЭ не подходит для нашей системы образования: шаблонное мышление, натаскивание, необъективность, ошибки в работе комиссии... Но при этом ВСЕ отметили главный плюс подобной формы аттестации: выпускной экзамен -... Читать далее
Кошатница и хулиганка  · 28 нояб 2016
Пам-пам-пам. А мне с учителями повезло. Нужная информация дается на уроках в достаточных количествах, но интересная лично тебе - увы. Ну невозможно все индивидуализировать с таким количеством детей и учителей, поэтому много информации добываю сама. В крупных городах есть бесплатные курсы для школяров, где углубленно изучают нужные предметы. А с развитием интернета... Читать далее
Боюсь, дело не в формате проверки знаний, полученных в школе, а в способе получения этих знаний и вообще в их составе. На данный момент школа одиннадцать лет пытается распихать по полочкам детских мозгов достаточно большой объём громоздких академических знаний. Школа не имеет под собой прикладной базы, там преподаётся исключительно теория, то есть то, что после выпуска... Читать далее