Формирование и обозначение музыкальных стилей - интересный и сложный вопрос, на который чаще всего можно ответить лишь невнятным "так традиционно сложилось". Какую-то "этикетку" на музыкальное произведение прицепить необходимо - надо же как-то охарактеризовать музыку, чтобы объяснить покупателю билета на концерт, что он получит за свои деньги. Особенно, если исполнитель молодой и малоизвестный. Характеристика не обязательно касается собственно музыки. Иногда она оценивает артиста по внешнему виду (яркие костюмы - значит глэм-рок), по текстам (поют о смерти - значит готик-рок или дэт-метал), по географическому признаку (брит-поп, мерси-бит, вест-кост) и даже по манере поведения на сцене (Мне особенно нравится стиль шугейз, который придумали ироничные британские журналисты, чтобы охарактеризовать инди-группы, где артисты, подчеркивая некоммерческую направленность своей музыки, ведут себя на сцене нарочито отстранённо, не двигаясь и глядя в сторону или в пол. Образовано от shoe - ботинки и gaze - внимательный взгляд. То есть: стиль "сосредоточенное разглядывание ботинок". И ведь термин прижился!)
И это еще не всё! Чтобы внести полную неясность, надо добавить, что часто название стиля, особенно, когда еще идет процесс его формирования, постоянно меняется. К примеру, когда в конце 60-х рокеры начали экспериментировать с элементами классической музыки, сначала это называли барокко-рок, в 70-е - арт-рок, в 90-е прогрессив-рок. Сейчас вроде бы устоялся термин прог-рок. Но нет никакой уверенности, что он не будет меняться дальше. Существуют также очень обобщающие термины, в которые можно "воткнуть" чуть ли не половину всей популярной музыки: "хард'н'хэви", "инди" или "электронная музыка", в которую входит не меньше сотни поджанров. "Вишенка на торте" - во многих странах есть свои оригинальные обозначения жанров - и своих, и зарубежных.
Возвращаясь к шансону: здесь вообще царит полный хаос. "Шансон" по-французски - это просто "песня" (canzone - т.е. "канцона" в других романских языках). Т.е., для французов вся огромная музыкальная культура страны, начиная с 12-го века - это шансон. Как по-русски мы сказали бы: "музыка". Но, конечно, есть нюансы. К концу 19-го века во Франции определилось два типа шансона: классический - когда исполнитель песни является также автором музыки и слов (идет от традиции куртуазных песен трубадуров) и развлекательный или «новый шансон» (nouvelle chanson), который звучал в кабаре и к середине ХХ века приравнялся к знакомой нам эстрадной песне.
При этом во всей оставшейся Европе сложилась традиция любого исполнителя, поющего на французском языке, называть шансонье. В России к началу ХХ века сложился аналогичный стиль, чрезвычайно близкий к французскому классическому шансону - его представляли Александр Вертинский, Петр Лещенко, Изабелла Юрьева, а чуть позже - Леонид Утесов. У всех этих исполнителей в репертуаре были блатные песни, хотя скорее это был одесский фольклор.
Термин стал собирательным, соответственно, получил много дополнительных определений и поджанров: городской романс, авторская песня, актерская песня, патриотическая песня, цыганский шансон, еврейский шансон, дворовая песня. В других странах: тюремная песня, гангста-рок, гангста-рэп (в США), пёсенка кабареткова (Польша), ребетика (песни контрабандистов в Греции) зонги (это в Германии - самый известный зонг "Мэгги-нож" Курта Вайля на стихи Бертольда Брехта попутно стал классической джазовой темой). И всё это объединяется всеобъемлющим словом "шансон".
Логики здесь довольно мало. Можно ли отнести к шансону творчество Владимира Высоцкого? У него есть конкретно блатные песни, которые занимают не более 5% его творчества. Остальное: военно-патриотические, лирические, юмористические, туристические, спортивные, песни для кино и театра. И всё равно - шансон. Есть песни, явно тянущие на "блатняк" у других "классических бардов", вообще-то, замечательных поэтов: Окуджавы, Клячкина, Галича. Есть крайне разные исполнители, находящиеся друг от друга на космически далеком расстоянии: Аркадий Северный, Михаил Круг, Ваенга и Григорий Лепс - но все они шансон. Блатные песни исполнял в 1902 году на сцене МХТ в пьесе Горького "На дне" великий Федор Шаляпин. Примерно на таком же космическом расстоянии находятся от этих исполнителей общепризнанные классики шансона: Шарль Азнавур, Жорж Брассенс, Жак Брель и Морис Шевалье (список можно продолжать долго).
Но ничего с этим сделать невозможно. Скорее всего, они и дальше будут сосуществовать под одной вывеской, которая уже давно никому и ничего не объясняет. Ну, почти. Как и "электронная музыка". Единственная надежда - время поможет с этим разобраться и разложить по полочкам.
Шарль Азнавур и Михаил Круг, оба поют шансон НО как они далеки друг от друга...
Как говорила моя бабушка, хоть горшком назови, главное в печку не ставь. Возвели шансон в культ и назвали красивым словом. Даже радио такое есть. Многим нравится.
История Предтечей данного направления музыкальные историки считают «арестантские», «каторжные» и «кандальные» песни середины XIX — начала XX веков, уходящие своим началом в средние века, в творчество «разбойных» песен. Они дали начало музыкальному явлению, названному позже «блатной песней», «блатняком».
Шансон можно послушать здесь - http://online-red.online/radio.html
Почему блатняк называют русским шансоном? --- потому что псевдо-культура пытается заместить настоящую культуру и заполнить душу человека суррогатом ...
и постоянно внушают нам, что якобы вот именно это ,,г_амно,, и есть истинная русская культура и наша душа. И заливают её каждый день вот этой грязью...
Я ПОЛНОСТЬЮ СОЛИДАРЕН С ВАМИ!
Когда пустой духовно человек хочет показать себя лучшим и развитым, у него начинается поиск красивых себе эпитетов. Вот и пошли-поехали императоры и примадонны, барды и шансоны, новаторы и кутюрье, реформаторы и либералы, реаниматоры духовности и правозащитники. Элита , словом! А по сути,- все они ГОЛЫЕ КОРОЛИ.
НАРОД ДЕГРАДИРУЕТ. Серьезные вещи воспринимать ума не хватит.А вонючий блатняк-легко! Там думать не надо.Нажрался и слушай хриплый вой.И тащись от дебильной мурки.Это вам не классика.И даже ни народные песни.Смрад зоновской параши на воле для интеллектуально-убогой плесени.
А что за слово такое блатняк и откуда оно взялось , навешают ярлыков и почему любимые Русским народом песни надо подгонять под какие то шансоны-мансоны , не нравиться не слушай
самое интересное, что блатняк в большинстве своём-это вариации на тему 7.40 (любимые русским народом?)
Вы являетесь авторитетным исполнителем? Или Звездинский?