Почему часто говорят, что «сознание – это отражение материи». Какой смысл несет понятие отражения?
Так для Маркса "сознание [das Bewußtsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewußte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни". А для Ленина «ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи… наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего». В приведенных и многих других высказываниях Маркса и Ленина "отражение" вовсе не является исключительным и содержательно исчерпывающим понятием для определения или описания сознания. Оно заимствуется из предшествующего материализма (например Дидро) как инструмент борьбы с идеализмом, который, впрочем, тоже использовал этот образ правда "с обратным знаком". Никакой "теории отражения" (опять же в смысле научной теории сознания как специфического объекта) Маркс и Ленин не создавали, а пресловутая "ленинская теория отражения" с вполне выраженными претензиями на научно-материалистическое понимание сознания принадлежит уже позднейшим эпигонам Ленина (Тодор Павлов и др.), абсолютизировавшим это понятие и дезавуировавших тем самым его реальный эвристический потенциал.
Отражение - это фиксация изменений материи. Сознание отражает не только материю, человек - это не робот с видеокамерой. Сознание фиксирует или "контейнирует" информацию, которую человек обозначает именем, связанным с тем или иным понятием.
Потому, что когда это говорили в начале 20 века, еще не было компьютеров и теории информации, и не было с чем сравнивать сознание. Особенность философского языка в том, что ни одно философское понятие не имеет четкого смысла, и у слова отражение четкого смысла в данном случае тоже нет. Ясно только, что речь не об оптическом преломлении световых волн.