Уважаемая Ариадна, раннее детство ребёнка, а именно период возраста с 1-го до 3-х лет - это первые его шаги к самостоятельности. Ориентировочно с возраста 1 года ребёнок начинает постепенно сепарироваться от мамы (или иного значимого взрослого) и всё более уверенно исследовать окружающий мир. Но уже в сотрудничестве, а не в слиянии. Это период бурного развития и начала автономии.
Ребёнок начинает ходить без поддержки родителя. Словарный запас стремительно растёт (особо бурно примерно с 1,5 лет, в период схождения мышления и речи) и он всё чётче готов заявить о своих желаниях и потребностях. Но так как его эмоциональная сфера в этот период весьма подвижна, то речь может быть ярче окрашена, чем у детей более позднего возраста. Ребёнок на пути получения опыта и навыков. Саморегуляция на начальном этапе освоения. Произвольность далека от уровня старших дошкольников, но первые черты уже прорисовываются. Возникают начальные формы высших чувств (стыд, вина, гордость, эмпатия, эстетика). Всё это ребёнок постигает через взаимодействие с окружающими взрослыми, через непосредственный опыт и научение. И это только начало.
Ближе к 3-м годам (индивидуально) наступает кризис "Я-сам". Это время утверждения возможности действовать самостоятельно, на фоне проявления самосознания (начинает использовать всё чаще местоимение Я). Каждый день, шаг за шагом ребёнок развивается и в момент когда противоречие социальной ситуации развития и его уровня достижений достигает пика происходит кризис, знаменующий готовность к переходу на новый этап. Происходит выбор: автономность, воля, контроль над собственным телом или стыдом и неуверенностью в себе.
Сам по себе этот период довольно "громкий" и может сопровождаться криком, топотом, требованием быть услышанным. Родителям важно набраться терпения (насколько это только в их силах), ведь всё это ребёнок совершенно не со зла (раньше примерно 5 лет дети в принципе не способны быть коварными), а лишь сообщает: "Я расту, мне очень трудно и я не понимаю как мне быть, что я чувствую и что я могу сделать для совладения со своими процессами, как я могу иначе заявить о своих желаниях".
Родителям очень многому предстоит научить ребёнка и не стоит корить себя за каждый его протест и яростное требование. Сверьтесь: Не передавили его волю? Внятно и спокойно поговорили с ним? Тогда возможно в этот момент он просто устал и нуждается, чтобы его как малыша взяли на ручки и согрели теплом. Иногда детям не хватает контакта с родителями и это всегда сказывается так или иначе на поведении.
Есть негласный ориентир детских психологов: нормальный ребёнок не бывает во всём абсолютно удобным;)
Будьте с ребёнком в контакте и всегда на его стороне (24/7 это не возможно, но пусть будет доступный максимум (по силам)) - постепенно, вместе с вами он научится совладать с жизненно необходимой агрессией (это ведь и про отказаться от ненужного и взять необходимое) и научится благодаря вам и вашему примеру, как именно её проявлять, заявляя миру о потребностях, социально приемлемыми способами.
Если вы, Ариадна, имели в виду иной возрастной промежуток, то дайте, пожалуйста, знать. Смогу дополнительно ответить.