Джаз — не сложная музыка. Джаз — музыка, требующая небольших навыков. Ведь можно ездить на велосипеде, а можно ездить на машине. И то, на трёхколесном проще ехать, чем на двухколёсном. Для того чтобы перейти на новый этап с велосипеда, нам нужно время. Ведь люди могут ездить на трехколёсном велосипеде всю жизнь, но они почему-то с возрастом хотят ездить на двухколёсном. Это происходит оттого, что они научились держать баланс. Они начинают ездить без рук, потом они понимают, что скорости и маневренности больше на двухколёсном велосипеде. Так же и в музыке. Сначала мы слушаем простую музыку. Нам это интересно, доставляют удовольствие простые мелодии, красивые. Консонанс, всё звучит красиво.
Самое простое — это популярная музыка, где повторяется один и тот же рефрен, где можно запомнить песню. Все запоминают так называемый крючок, за который песню начинают любить, который потом повторяется много раз.
Да, этот велосипед — поп-музыка. Она может быть хорошая — трёхколесный велосипед тоже может быть хорошим, он неплохой. Но он простой, правила его использования быстро запоминаются. Вот песня, допустим, «Наш сосед». Это «пап, пап, пам-пара-бара, пап, пап, пам-пара-бара пап» все запомнили. Это бессмысленно, но всем нравится. Песню написал друг нашей семьи Борис Потёмкин. Все её полюбили. Но песня о том, что в доме поселился замечательный сосед, он играет на кларнете и трубе. Играет, на самом деле, джаз. Или песня Пола Маккартни: «Хо-хэй-хо! Хо-хэй-хо!». И все помнят по этой простой фразе, не имеющей никакого смысла. Вот это трехколёсный велосипед. Он хороший, прекрасный. Иногда его изобрести сложнее, чем самый навороченный велосипед с 25-ю скоростями.
Или можно еще провести аналогию с едой. Мы сначала едим мамино молоко — оно такое вкусное. Потом у нас вырастают зубки, нам хочется пожевать. Потом хочется чего-нибудь солёненького, потом перчёного. Всё время вкусы и ощущения меняются. Можно просто на чём-то остановиться и не искать себе изысков, но в какой-то момент мозг требует новой пищи, новых ощущений для того, чтобы жизнь становилась разнообразнее. Появляются новые ощущения, у людей, которые читают, следят за современной литературой, за современными видами искусства, читают об истории, у них пытливый ум. И поэтому простая музыка, совсем без всякой перчинки, перестает им нравиться. Они начинают находить потребности для своего мозга, для своих ушей в сложной музыке, в классике. Но есть классика — Моцарт, Бетховен, а есть классика — уже Шостакович, Прокофьев, Дебюсси, отличающаяся даже от привычной классики.
Потом они находят интерес к джазу, который, с одной стороны, сложная музыка. К ней нужно прислушаться и вникнуть, привыкнуть к скорости, которая идёт в джазе. Когда идёт сложная импровизация, бывает трудно уловить мелодию. А почему трудно? Потому что она идёт очень быстро, и в потоке этих быстрых нот трудно уловить эту канву. Но если ты слушаешь её чуть чаще, если твой пытливый ум начинает концентрироваться, и внимание сосредотачивается, то эта мелодия, которую музыканты играют быстро, вдруг становится понятной. Она вдруг начинает тебя увлекать, становится как рассказ, как слог того же Достоевского. Его можно читать-читать, иногда можно даже устать, а потом вдруг этот слог превращается в такую музыку и такие впечатления, даёт эмоции, разворачивает твоё понимание. Так же и джазовая музыка в её лучшем варианте. Мелодия, ритмы, смещение ритмов и акцентов — это всё неожиданно, но это тебе нравится. Тебе это даёт ощущение нового вкуса, нового прилива эмоций. Мозг начинает расслабляться, он вдруг получает не одинаковые импульсы, а всё время разные. Это заставляет мозг работать, но в то же время позволяет отдыхать. Это трудно объяснить, но джаз имеет свои особенности. Есть лиричный джаз: играются красивые баллады, где слышны мелодия и великолепные новые гармонии.
Поэтому джаз не такой сложный, к нему просто нужно правильно подойти. Для этого надо иметь желание развиваться, развивать свой слух, память, кругозор. Если начинать слушать джаз, то в джазе есть Луи Армстронг, песни которого все знают, есть и Бобби Макферрин, Don’t Worry, Be Happy тоже все знают. Есть Take Five, есть Глен Миллер, музыку которого знают все от мала до велика. Это же тоже всё джаз. Возьмите популярные песни 1930–1940-х годов, да и наши песни Дунаевского — это тоже практически джаз. И гармонии джазовые. И такие песни, как «Пять минут» — это тоже очень непростая мелодика. Если её на ноты записать, будет не так просто. И спеть её не так просто, а песня знаменитая. Тоже имеет отношение к джазовому развитию мелодии.
Так что джаз не сложный, он разный. Он может быть очень сложным, может быть даже хаотичным. Некоторый джаз мне не очень нравится. Но элементы любого джаза можно вставить в импровизацию и сделать из этого какую-то музыкальную историю, используя любые музыкальные приёмы как классики, так и джаза. Есть и поп-джаз, который, в общем-то, популярен и звучит на радио. Джаз постоянен. Многие даже не знают, что это джаз. Я думаю, эта музыка разнообразна и интересна.
Бывают и плохие примеры джаза. Бывает, музыканты безответственно называют свою музыку джазом, не научившись играть ни джаз, ни классику. Так что иногда джаз является такой ширмой для всего: и для хорошей музыки, и, к сожалению, для плохой.
Задали вопрос, в ответ получили полный текст странных и несуразных аналогий, так держать
Георгий И., вам надо отдохнуть.
Дорогой Игорь Бутман, всю жизнь восхищаюсь Вами как музыкантом! Мелодии Вашего джаза всегда прекрасны это и есть настоящая, чудесная музыка! Спасибо! -
Игорь, а вы настоящий?
Нечто похожее и с драм-н-бейсом)
Игорь, здесь тоже ценна импровизация и мастерство. )
Представителям третьего мира не в кайф наша попса, а нам не в кассу джаз. Никаких навыков не надо. Искусство нравится или не нравится.
Джаз - это когда незнакомые друг с другом музыканты сначала долго настраивают инструменты, а потом дружно начинают играть гаммы, забыв договориться о темпе и тональности. И самое главное - чтобы в итоге кто-то сказал: "Гениально!"
Дмитрий Ракитин, слушайте ваши любимые "Валенки, валенки..."
Очень люблю джаз. Это интеллектуальная музыка. Люблю Игоря Бутмана, великого музыканта и хорошего хоккеиста.
AleksandrS, Любить джаз и думать что Бутман именно в нем, это -кощунство.
"Сложность" джаза в том, что он не понятен. Это вовсе не двухколесный велосипед - это четырехколесный велосипед, у которого три колеса разного диаметра, четвертое колесо катится отдельно, а руль приделан за седлом. Движется эта конструкция по непредсказуемо "сложной" траектории.
А художники "кубисты" считают себя сложнее Репиных и Рубенсов и прочих простых художников. А фрик с розово-зелеными волосами мнит себя сложнее всех прочих.
Виктор Бугров, Сложность квантовой физики в том, что она непонятна.
А в остальном, ключевые слова "мнит себя", "считает себя" и т. д.
Правильно сказали, что джаз бывает самый разный по своей сути. Никогда не понимал джаз из "дикой" хаотичной мешанины из импровизаций - и вправду тяжело воспринять и расслышать там что-либо. Но это действительно музыка "не для всех". В классике нечто подобное тоже можно встретить. Зато очень люблю джаз с женским вокалом, биг-бэнды и бибоп, свинг, а в особенности современный смув-джаз, босса-нова и конечно же фьюжн - музыку ночных городов или кафе на берегу моря. Мало какого меломана оставят равнодушным музыка таких групп и грандов как Rippingtons, Casiopea, T-Square, Элл Джерро, Диззи Гилеспи, Маркус Миллер , Хью Масекелла ... Причём не только люблю слушать, но даже самому сочинять нечто подобное, атмосферное или зажигательное. Сам я начал слушать джаз только когда услышал пару композиций не на "пластмассовых" колонках, а на достаточно дорогой стерео-системе. И то это был даже не джаз в чистом виде, но музыка на акустических инструментах. А до этого момента периодически слышал
разную подобную сложную непонятную, полуэкспериментальную музыку в специальных передачах по радио, глубокой ночью, разумеется. Там было всё - от эйсид-джаза до Крафтверк.
Для джазовой музыки нужно вырасти и созреть, считаю. Хотя это ещё зависит и от людей - некоторые и в зрелом возрасте всё равно слушают либо очень примитивную попсу, либо эстраду либо вообще блатняк, шансон и т.п. Лично для меня джазовая музыка это, прежде всего, кладезь богатства мелодии и гармонических структур, которые я иногда применяю при написании музыки. В джазе есть то, чего не стало в современной популярной музыке (раньше было).
Влади_Мир, когда я слышу Джои Бонамасса , у меня непроизвольно текут глаза.Это музыкальный оргазм.
При всем уважении к автору, посыл неверный, к примеру, настоящая русская народная музыка сложна по структуре и в целом по форме, но русские люди ее легко и позитивно воспринимают, так как в основе ее лежит родной культурный слой, а вот американские негры - джазмены, ее не поймут, также и мы не понимаем джаз, таких примеров уйма, ещё: простой человек идёт на концерт Рахманинова и он ему нравится и он ему в кайф, а ведь непростая музыка, согласитесь. Так что дело не в усложнении и тренировке.
ЕАК, Покажите мне его... Я хочу видеть этого ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА!
( к.ф. " Мы из джаза " )
Отлично Бутман написал!, не прибавить-не убавить! 👍
Егор Ерохин, особенно про велосип и хавчик
Мадам, оркестр Гленна Миллера - эстрадный оркестр. Он хоть и имеет отдаленное отношение к свингу, но только отдаленное. Джаз может быть и сложным, если рассматривать, например, виртуозов направлений модерн-джаза, типа Эндрю Хилла или Пэта Мэттини; так и простым, учитывая непритязательную форму первых диксилендов.
Типографика...Звучит так будто я хочу увидеть их обложки:)
Про джаз сочиняют разное. Когда-то музыку негритянских рабочих окраин нам лгали "толстой". К чему это? Джаз разный. Если авангард вас ломает, госпел тяготит, а прогресс вводит в ступор. Вот рекомендации для всех и на все случаи жизни. Слушайте smooth jazz, blues, lounge, electro-swing, пр. И не говорите, что это "сложно и непонятно". Это красиво!
Джаз многолик и не все его лица мне нравятся. Люблю традиционный, новоорлеанский стиль, свинг, би боп, хард боп, кул. Люблю слушать джазовые стандарты в разных аранжировках. в исполнении малых составов и биг-бэндов. Но вот кислотный джаз или авангард мне не понятен. Люблю пульсирующие ритмы, остинатный ритм, когда ритмические фигуры повторяются многократно.