Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Константин Богомолов считается модным театральным режиссёром?

КиноЗнаменитостиТеатр
Павел Скиталец
  · 883
Я театровед, работаю куратором в Электротеатре Станиславский, вместе с Еленой Ковальской...  · 13 дек 2020

Он не считается, а таким и является. Константин Богомолов, человек с режиссерским и филологическим образованием, сделал так, что на его спектаклях заново (или впервые) понимаешь текст автора и весь расклад в отношениях между героями, в их идеях, чувствах и драмах. Это объясняет любовь к его спектаклям, в которых актеры не раскрашивают интонационно текст и не притворяются, что они и есть герои Достоевского и Чехова, а просто и естественно произносят реплики – так, что кажется, будто пьеса написана сегодня. Такой тип «редуцированной» речи и естественного, но лаконичного поведения на сцене напрямую связан с модой (или трендом) на все документальное, натуральное, аутентичное и лишенное интенсивности. За героями спектаклей Богомолова наблюдают с огромным интересом, потому что они каждую минуту могут что-то выкинуть, например, сказав провокационную вещь или совершив нетеатральный, физиологический жест. Но даже если они этого не делают, композиция спектаклей Богомолова часто устроена так, что в ней всегда присутствуют некие сломы: музыкальный номер в виде старой советской песни, титры-комментарии, смешащие зрителя своей «непристойностью» и иронией.

Еще одна причина – Богомолов говорил и продолжает говорить, хотя не так прямо, как в 2007 – 2010-х, на все топовые темы современной российской социальной и политической жизни, устройства и истории нашего общества. Это вызывает одновременно и восторг, и гнев – как в «Идеальном муже» (МХТ им. А.П. Чехова, 2013), где пелись песни Стаса Михайлова и показывалось, чем живут нынешняя номенклатура, бандиты, церковь и шоу-бизнес. Или как в «Славе» (БДТ, 2018), где пьеса 1936 года, написанная Виктором Гусевым в стихах и воспевающая советского героя и советских силовиков, сыграна так хорошо, что непонятно – за Сталина режиссер или нет. Зал в отношении этого вопроса делится на два лагеря. Зрителям всегда интересно про жизнь сегодняшнюю, поэтому Богомолов со своими циничными диагнозами попадает в точку.

Наконец, сам режиссер – тоже яркий персонаж, свидетелем биографических трансформаций которого становятся все, кто следит за соцсетями и публичными проявлениями и его, и его спутников. Неравнодушен к политике, имморалист, любит откровенничать в СМИ и пишет стихи на личные темы. Вместе – идеальный образ современного российского мейнстримного режиссера, который при этом является очень талантливым и прозорливым художником.