Есть такое, да. Мое любимое описание подобного поведения было у Зощенко: "Печка нормальная, перекладывать не будем!"
www.youtube.com/embed/m688Etit1T8?wmode=opaque
Другой очевидный пример - российская судебная система, где оправдательные приговоры считаются не признаком невиновности подсудимого, но недоработкой следователя/обвинителя.
Это же мироощущение порождает высказывания в стиле "Не мы такие - жизнь такая", или рассуждения о том, что "не только мы врем, но вы посмотрите как американцы...!"
Тут, как мне кажется, сошлись несколько причин. Во-первых, это наследие "проклятого царского режима": в крестьянах, веками находившихся на положение рабов, живших в условиях круговой поруки - коллективной ответственности "мира" (общины), сформировалось представление о необходимости хитрить и обманывать и ни за что не признаваться. В таких условиях представления о персональной ответственности сложиться не могли никак.
В XX веке в крестьянской по населению стране мистическим образом случилась "пролетарская революция". Новая власть была вынуждена завершать начавшийся ранее, но сильно отстававший от развитых стран процесс индустриализации и урбанизации. Советская насильственная индустриализация была проведена очень быстро и страна буквально за 25 лет была превращена из преимущественно сельской в конце 20х в преимущественно городскую в начале 50-х. Толпы переселенцев не были до конца ассимилированы и породили то, что было остроумно названо "культурой слободки". Причин тут две: слишком быстрое переселение больших масс людей (похожая история случилась в 90-е - нулевые, когда население Москвы увеличилось в два раза, резко изменив социокультурный облик города, который резко провинциализировался) и изменение статуса интеллигенции и буржуазии, которые были объявлены эксплуататорскими классами и перестали быть неким культурным идеалом, объектом подражания.
В советские времена ответственность распылилась максимально: крестьянский "мир" разросся до масштабов всей страны, превратившейся в одну огромную "общину", в то время как отдельный человек оказался растворенным внутри "массы". Массы конечно не были особенностью только советского режима, недаром книжку об их восстании написал испанский философ Ортега-и-Гассет. Но именно в сталинском СССР массовизация стала настолько всеобъемлющей. Состояла эта масса из совершенно атомизированных индивидов и единственное что их объединяло - "мир", то есть "наша советская родина". "Я" замещалось на "мы" и вот эти самые "мы", будучи явлением тотальным, полностью аккумулировали понятие индивидуальной ответственности. Довершила дело пропаганда: "мы" не ошибаемся! "Наша советская родина" не ошибается - она всегда во всем права, просто будучи совершенно тотальной, замещая собой весь остальной мир.
На индивидуальном же уровне атомизированный индивид, по сути пылинка, оказался оторван вообще от каких либо институций, которые бы выражали его интересы и его волю. СССР стал своего рода предтечей общества постмодерна, где "каждый предоставлен сам себе" (Лиотар), но только у советского человека не было ни потребительской экономики, ни социальных движений, ни, в конце концов, нормально защищавших его полиции и судебной системы, как на современном Западе. Он оказался один на один перед страшной и совершенно бесчеловечной государственной машиной. И вот откуда у такого человека в принципе может возникнуть хоть какое-то представление о личной ответственности? Вся его смекалка, вся его способность к выживанию настроены на то, чтобы спрятаться, обмануть, убежать. И при этом "достать", обмануть и т.д. Советский человек никому и ничему не верит, потому что может полагаться только на самого себя. Поэтому на низовом уровне он предельно циничен и часто бесчеловечен по отношению к окружающим. Он на базовом уровне лишен солидарности и взаимопомощи, для него сосед - потенциальный конкурент за ресурсы, централизованно распределяемые "там, наверху". Единственное во что он верит и что он любит: "мир", "наша советская родина." Именно отсюда, а не о какой-то там необразованности, берутся все эти чудовищные в своей повседневности истории про требования выселить детей с "заразным раком".
Советский человек никуда не делся, он продолжает воспроизводиться социумом и Путинизм наиболее яркое тому свидетельство. И советский человек, по точному замечанию Максима Горюнова, нынче по соцопросам разлюбил Путина вовсе не оттого, что захотел демократии. Советский человек разлюбил Путина потому, что Путин "плохо служит Империи"...
Во-вторых, это опять-таки наследие царского режима, когда, по замечанию Салтыкова-Щедрина, было принято путать термины "отечество" и "ваше превосходительство". Все это развилось, закрепилось и забронзовело в СССР, где царские традиции, формировавшиеся чуть ли не со времен Андрея Боголюского, наложились на новую индустриальную моду. Советская власть будучи агентом модерна импортировала не только целые заводы с обслуживавшими их американскими и немецкими инженерами, но и веберовскую бюрократию, которая, будучи вырванной из сложного европейского контекста, окончательно превратилась в жуткого бездушного монстра. Инициатива тут была наказуема, а решения диктовала Система, а не целесообразность.
В одном из интервью руководитель "Левада-центра" Лев Гудков (интервью кстати называлось "Мы поняли, что советский человек никуда не уходит") рассказывает такую историю:
"В 2005–2007 гг. мы проводили очень тяжелое исследование элиты. Это были интервью с чиновниками, политиками, депутатами, профессорами вузов, лидерами мнений. Задача стояла определить готовность к модернизации среди руководства среднего звена: заместителей губернаторов, начальников департаментов, руководителей СМИ. Когда получили результаты, заказчик сказал: «Опросили не ту элиту». Полученный результат был совершенно однозначный – полное отсутствие государственного мышления, способности к политическому целеполаганию, мотивации к изменениям. Оказалось, что это полностью конформистская среда без каких-либо представлений о необходимости модернизации страны и с сильной ориентацией на мнения начальства".
И вот возьмите такой народ и такую элиту и вы вряд ли получите индивида, способного признавать собственные ошибки.
Вы ошибаетесь. У людей "с советским менталитетом" нет никаких особенностей в отношении признания своих ошибок. Склонность не признавать своих ошибок свойственна людям в принципе и не зависит от менталитета. об этом счидетельсвтует целый ряд когнитивных искажений, присущих всем людям.
Список когнитивных искажений вы можете невозбранно найти в википедии.
ВСЕ люди не любят признавать ошибки. Это неприятное занятие. Любая ошибка - свидетельство твоей недалекости или невежества.Даже если человек понял свою ошибку, он постарается не признавать ее публично.
Потому что при рыночной экономике, ошибки - твой опыт, твой капитал. Ты встал и идёшь дальше, став сильнее.
При социализме - ошибка - это клеймо, это поражение в правах или расстрел.
Русские оптимисты, и в политике более правдивые и открытые чем другие государства. И предательство прощают и забывают быстро.
А когда замечание или критика звучит от лиц лживых, то получают они жестский отпор.