Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему людям так интересен «Черный квадрат» Малевича?

ИсторияИскусство и культураИскусство
Видеовопросы от Кью
  · 32,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 5 февр 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Думаю, на этот вопрос стоит ответить в той форме, в которой он задан — не в чем замысел "Черного квадрата", не в чем его художественное значение, не почему он висит в музее, изучается в школьной программе, и не почему поиск на Academia выдает по нему порядка двух тысяч исследований — а именно почему он интересен людям. In general. Демосу.

Характер этого интереса известен — именно "Черный квадрат" стал нарицательной работой раннего авангарда, служащей архетипом для всех рассуждений неспециалистов о современном искусстве. Не "Авиньонские девицы", не "Composition II" Мондриана, не Кандинский, не Татлин, не Любовь Попова, не "Белое на белом" того же Малевича. Среди людей, как правило ни разу его не видевших, не знающих его выставочной истории, и уж подавно не открывавших ни один из пяти томов сочинений Малевича, где весь свод смыслов и устремлений расписан для читателя прямым текстом.

Иными словами, он интересен людям, не имеющим никакого стремления удовлетворить этот интерес — потому что этот интерес не идет дальше составления собственного мнения о картине.

Человек, интересующийся культурой палеолита, читает книгу о культуре палеолита. Человек, интересующийся эволюцией лошади, читает книгу об эволюции лошади. Народный интерес к Малевичу существует исключительно в сетевых баталиях, где его тема достаточно колеблет собеседников чтобы пускаться в оскорбления и вести себя как гoвно — но недостаточно чтобы прочесть книгу о Малевиче. Как "Мона Лиза", "Крик" Мунка или любой автопортрет Ван Гога, "Черный квадрат" стал культурным символом, отделившимся от своего контекста, и даже не воспринимающимся как узкоспециализированная область знания со своей историей и проблемами.

Иными словами, это интерес не к картине — а ко всему, что с ней ассоциируется. Так, люди, ни разу не видевшие живого негра, часто имеют мнение о неграх; люди, никогда не бывавшие в США, имеют мнение о США. И так далее. В данном случае, "Черный квадрат" может служить шаблоном для рассуждения обо всем авангарде — даром что авангард имеет десятки направлений со своими манифестами и художниками, из которых часть прямо противостоит Малевичу — но человек этого не знает потому что, см. выше, для этого нужно читать историю, а читать историю никто не хочет.

Так почему для этого обращаются именно к "Черному квадрату", а не к любой другой работе периода?

Малевич был художником переломного времени — стремившимся создавать не просто отдельные работы, но новый язык искусства, который был бы универсальным, всепроникающим, в равной степени распространяющимся на работы и до, и после его создания. В частности, этот язык должен был бы преодолеть разрыв между позднеклассицистским каноном и культурой промышленной революции, не имеющей с этим каноном ничего общего.

Это большая задача, а главное она редкая — в европейской истории она вставала может быть еще пять или шесть раз. Для нее мало корпуса работ, мало манифеста, мало пяти томов сочинений, признания, места в учебниках и т.д. — всего того, что также есть у Татлина, Поповой, Лисицкого и ко. Для этого нужна одна, универсальная, всепроникающая работа.

"Черный квадрат" стал нарицательным потому, что у Малевича получилось.

Чёрный квадрат Казимира Малевича не произведение искусства, а идея, выданная за такое. Помните Фонтан, явленный... Читать дальше

Вам следует ознакомиться с историей искусства. Идеи выдаются за эстетические объекты всю дорогу с палеолита, одинокостоящие геометрические узоры есть в пещерной живописи (30 тысяч лет до н.э.), и их к тому же вдвое больше, чем рисунков людей и животных (Bahn & Vertut, 1997, с. 166).

Комментарий был удалён за нарушение правил

Мат и гомофобия выдают в вас человека высокой культуры, да.

историк идей, теоретик литературы  · 27 июн 2021
Примерно по той же причине, по которой интересны полеты в космос, хотя формально это просто работа мотора и выход в безвоздушное пространство, или любые спортивные состязания, хотя что нам с того, что будет поднята штанга на 5 кг. больше, чем раньше. Малевич показал 1) предельные возможности изображения, как можно изображать, не изображая, как можно поднимать тяжести во... Читать далее
1 эксперт согласен
Разумеется, интересно, "как за такое можно получить такую кучу бобла"... Ни в одном из ответов я не увидела... Читать дальше
Я - врач функциональной диагностики в психиатрической больнице, разработал новый метод...  · 28 июн 2021
Потому, что это произведение явило собой величайшую загадку нашего бытия. Мы знаем, что произведение искусства являет собой единство формы и содержания. Малевич доказал, что единство это - мнимое. Может быть произведение искусства, имеющее форму, но не имеющее содержания. Сколько бы мы ни вглядывались в "Чёрный квадрат", ни сам Малевич, ни мы не в силах сказать, как... Читать далее
Вы часто упоминаете в своих ответах бога и даже душу, поэтому хочется задать вам весьма насмешливый вопрос, но он... Читать дальше
Инженер-строитель. На пенсии уже давно. Интересуюсь искусством (живопись, опера, балет...  · 1 авг 2021

Всё гениальное просто! Так и "Чёрный квадрат". Хотя он и не гениален, но до "безобразия" прост. Это и есть примат цвета над содержанием, примат простых форм над предметностью. И всё!

Магистрант ДВФУ направления “Современное искусство”, Digital Art  · 16 дек 2021
Людям он становится интересен после того, как в школе, музее, с телевизора и высокой трибуны называли "Супрематический чёрный квадрат" гениальным. Это эксперты из мира искусства популяризировали эту картину. А им он интересен за свою точность и радикальность "вроде бы картина, а картины нет". Малевич хотел оторваться от содержания в картинах, от выбора цвета, сюжета и... Читать далее
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока...  · 1 нояб 2020
Вопрос очень глубокий и требует осмысленности этого произведения. Замысел художника знает только автор, но он дает возможность каждому видящему видеть то, что он имея глаза хочет видеть. Лично для меня это гениальное произведение. Оно не навязывает зрителю точку зрения автора, оно дает возможность зрителю для его толкование о мировозрении. Лично я вижу в "Черном... Читать далее
Первый

"Чёрный квадрат" это всего навсего эстетической манифест разрыва со старыми "буржуазными" формами изобразительного искусства, чтобы создать новое, пролетарское искусство, в новом государстве рабочих и крестьян. Такой "0", точка отсчёта, сингулярность - и вперёд, "…мы  наш, мы новый мир построим"… 

Все это восхищение, тем чего нет, напоминает сказку про "Голого короля".

Смешно смотреть, как народ пытается изобразить восторг и глубокую мысль, глядя на этот "шедевр". Действительно, каждый школьник рисует его сто раз за свою школьную жизнь.

Занимаюсь музыкальными инструментами и оборудованием с 1996 года, придумал первый магазин...  · 14 сент 2020  · pop-music.ru

Хотелось бы верить, что интерес вызывает не само произведение, как феномен русского авангарда, а интерес людей к абстракционизму и супрематизму в частности. Но реальность такова, что отношение к работе Малевича, сродни отношению к фрик-шоу, когда главным источником интереса выступает не знание контекста произведения, а желание увидеть, что-то отличное от общепринятой нормы

Сначала картина, а потом - контекст, если в этой картине, есть хоть что, задевшее Вас! А картина, для того и... Читать дальше