У этого есть очень интересный психологический механизм.
Ученые уже давно используют два важных термина для описания человека: "Я-идеальное" и "Я-реальное". Представьте лучшую версию себя — все черты характера, внешности, поведения, которые вы любите в себе и которыми хотели бы обладать. Образ, который пришел вам в голову, это и есть ваше Я-идеальное. Предсказуемо, Я-реальное — то, чем вы (как вам кажется) являетесь на самом деле, со всеми досадными недостатками, от которых с радостью бы избавились.
У некоторых людей Я-идеальное и Я-реальное могут почти совпадать, у других — находиться на подавляющем расстоянии друг от друга. И от этого зависит благополучие личности. Люди, похожие на свой идеал, счастливее и увереннее в себе, чем те, кто считает себя безнадежно отстающим. Конечно, если что-то подталкивает человека приблизиться к идеалу, это вызывает душевный подъем и радость.
И вот тут самое важное.
Исследователи уже давно говорят о том, что видеоигры помогают людям сблизить Я-идеальное и Я-реальное. Делают они это через посредника — Я-игровое.
В некоторых играх "Я-игровым" человека может быть персонаж, который нарисован и написан создателями игры (например, Букер ДеВитт). Этот персонаж может быть сильным и честным, циничным или сексапильным. Если игроку конкретное качество персонажа кажется желанным, происходит срастание Я-игрового и Я-идеального. Будучи в теле персонажа, игрок временно присваивает себе его желанные качества.
Однако некоторые геймдизайнеры рассчитывают на то, что игрок сам создаст эффективное Я-игровое. Они дают человеку шаблон персонажа и средства оформлять его внешность и характер (как в Mass Effect с командиром Шепард). Это очень умное решение, потому что, как я уже говорила, сближение с идеалом вызывает у игрока радость и душевный подъем, и эти эмоции переносятся на геймплей.
Исследования говорят о том же. В 2012 году ученые показали: чем ближе Я-игровое к идеалу человека, тем сильнее он погружается в игру, тем больше удовольствия испытывает, тем больше хочет играть. Это подтвердилось на 1120 испытуемых в самых разных играх — казуальных (Peggle, Bejeweled) и хардкорных (Team Fortress, World of Warcraft, Legend of Zelda).
Самые яркие эмоции от близости Я-игрового и Я-идеального испытывали люди, у которых было больше всего претензий к себе. Грубо говоря, игроки, страдающие от формы своего носа, были больше околдованы игрой за персонажа с красивым носом, чем те, кто "ну покороче бы, но и так нормально".
Вот вам и ответ.
Люди проводят много времени, создавая персонажа, потому что хотят как можно сильнее приблизить Я-игровое к Я-идеальному. Особенно к этому склонны люди, недовольные собой.
Вы можете возразить: я вот шикарная блондинка, а в РПГ всегда играю за брутальных разбойников, у которых за шрамами лица не видно, ваша теория не работает.
Но ведь не все идеалы копируются в игру 1 к 1. То, что вы выбираете играть за такого персонажа, не означает, что вы мечтаете быть брутальным мужиком. Это может означать стремление к храбрости, которая у вас ассоциируется с мужским полом и шрамами. Вы создаете образ, который лучше всего выражает то, что вы цените и чего вам больше всего не хватает. Это не всегда про внешность. Образ разбойника может дарить вам чувство смелости, честности, силы. Когда мужчина, например, играет за грудастую эльфийку, он может отыгрывать свой идеал раскованности и желанности.
П.С. Из вышесказанного напрашивается вывод, что геймдизайнерам выгоднее всегда давать игрокам возможность создавать своего персонажа. Однако это, конечно, не так. Далеко не все люди осознают свой идеал и умеют отыгрывать его. Многие не способны создать персонажа, даже если вручить им все средства. Им проще найти готовый образ, с которым можно срастись. Поэтому Ведьмак работает не хуже, а может даже лучше, чем какой-нибудь Mass Effect.
Геймер со стажем, и никогда подобной фигней не страдал. От слова совсем. Да, иногда можно сделать нечто интересное в редакторе, но смысла в этом действительно довольно мало.
Скорее всего это зависит от того что:
1 потом это нельзя будет изменить,
2 у человека появляется желание создать идеального персонажа,
3 если человек пытается создать точную копию себя то он не остановится пока не сделает максимально похожего персонажа.
Сам проверил на личном опыте. ENDER