Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему нацизм исключал женщин из политической жизни общества?

История
Николай Фёдоров
  · 1,6 K
Младший дворник Лозинского гетто  · 3 авг 2022
Ситуация на самом деле была гораздо более многоплановая. Нацистский режим нуждался в поддержке женщин и был за неё признателен - доля женщин, поддерживающих НСДАП даже в "период борьбы", была выше доли мужчин (что давало повод некоторым современникам событий огульно обвинять немецких женщин в том, что это именно они привели нацистов к власти, голосуя за них и участвуя в нацистских мероприятиях). Поэтому женщины не были устранены из сферы политического в то время, просто формы их участия в ней были иными, нежели у мужчин.
Для начала, в нацистскую эпоху существовали конкретные формы вовлечения женщин именно в политическую деятельность - помимо членства в партии существовали дочерние ее организации для женщин и организации, в деятельности которых они принимали участие по профессиональному или иному признаку. Да, можно согласиться с тем, что их влияние на политику верхушки режима и страны было минимальным, но Союз немецких женщин, отделения Гитлерюгенда для девочек и девушек, женщины-сотрудницы организаций "Сила через радость", "Лебенсборн", "Национал-социалистическая благотворительность" и многих других занимались пусть и ускользающей от нашего внимания, но крайне важной для формирования и укоренения нацистской идеологии в немецком обществе деятельностью - они воспитывали своих подопечных в духе партийного учения, преданности фюреру и важности в участии реализации его целей. Да, немецких девушек и женщин прежде всего учили быть матерями, но это должны быть матери будущих солдат рейха, формирующие мировоззрение своих детей с пелёнок. Это была важнейшая для нацистского режима именно политическая задача, и в неё были вовлечены миллионы немок с самого нежного возраста. Воспитанием молодежи в духе национал-социалистического мировоззрения занимались и школьные учительницы, входившие в соответствующую профессиональную организацию НСДАП - при этом налицо любопытный парадокс: думаю, что типичным было на первый взгляд странное сочетание взаимоисключающих взглядов, показанное в послевоенном интервью одной из школьных учительниц - они одновременно восторгались фюрером, одобряли и всецело поддерживали его деятельность, воспитывали детей в духе национал-социализма и антисемитизма (а он прививался юным немцам с начальной школы, для этого даже издавались детские книжки с картинками, например "про ядовитых грибов"), но при этом считали себя далёкими от политики. Но то, что они делали, было именно политической деятельностью, направленной на укоренение нацистского мировоззрения в обществе.
Нельзя не отметить и важность еще одной возможности политической самореализации немецких женщин - через культурную и научную деятельность. В Германии на момент прихода нацистов к власти уже было определенное количество женщин - деятельниц искусства, науки, медицины, спорта. Все они были поставлены на службу нацистской пропаганды через их достижения и профессиональную деятельность. Если, например, немецкая летчица (знаменитые Ханна Райч, графиня Мелита фон Штауффенберг - жена брата того самого полковника фон Штауффенберга, - Беата Узе - забавно, после войны она стала знаменитой на весь мир в ином качестве, как создательница первой в мире сети магазинов товаров для взрослых) побеждает на международных состязаниях и при этом пропагандирует на весь мир достижения своей страны в национальном и экономическом строительстве, то это ведь уже не просто спорт, а политическая пропаганда через спортивные достижения. Нет нужды лишний раз подробно останавливаться на кейсе Лени Рифеншталь, но ведь и помимо неё в Германии были актрисы, певицы, художницы, скульпторы, которые работали в сфере пропаганды и создавали "идеологически верные" произведения искусства. Всё это вполне можно назвать политическими манифестациями и политической деятельностью.
И, наконец, стоит сказать о распространённом стереотипе о роли немецкой женщины как домохозяйке и набившей оскомину трехчленной формуле "кухня-дети-церковь". С одной стороны, нацисты проводили определённую гендерную политику, ограничивавшую женщин в общественной, политической, трудовой деятельности (для них была закрыта служба в армии, членство в СС и СА - одетые в эсэсовскую форму женские персонажи советских военных фильмов типа Барбары Крайн из "Семнадцати мгновений" не более чем выдумка, - ряд профессий), определявшую для них чёткие роли - роли жены, матери, хозяйки дома (хотя надо сказать что такой важный для "традиционной" немецкой женщины и нашего её восприятия элемент как Kirche постепенно и очень последовательно нацистами из жизни общества исключался). Тем не менее, ситуацию делали более сложной несколько факторов. Во-первых, за недолгое существование Веймарской республики (да и до неё в меньшем масштабе) женское общество в Германии значительно эмансипировалось (напомню, нацисты не лишили женщин избирательных прав, поддержка женщин в условиях плебисцитарного авторитаризма нацистского государства Гитлеру была крайне важна), и поэтому запереть вновь женщин в узкие рамки чисто семейной деятельности было невозможно (в том числе по экономическим причинам - женщины уже давно стали важной составляющей рынка труда в Германии, который при нацистах в силу милитаризации экономики и направлению все большего количества мужчин на инфраструктурные проекты, работу в военной промышленности и в армию создавал дополнительный спрос на женскую рабочую силу). Во-вторых, налицо был определённый парадокс - с одной стороны, пропагандировался культ жены и матери, культ определенного аскетизма, но с другой как бы негласно (в том числе через образы, скажем так, медийных персонажей и нацистских селебрити) пропагандировался противоположный месседж - немецкая женщина вовсе не обязана быть невзрачной "коровой" без косметики, с некрасивой фигурой, носящей бесформенную одежду и не проявляющей никакой активности кроме как в воспитании детей. Если посмотреть на частную жизнь нацистских "принцесс", то они имели хорошие вкусы, прекрасно одевались, пользовались имеющимися возможностями для "шоппинга" в других странах (имеются мемуарные свидетельства о том, как Ева Браун и жены нацистских бонз, сопровождавшие Гитлера и своих мужей в поездке в Италию в 1937 году, затаривались в Милане модным шмотом и кружевными трусиками). И те из них, кто был заметен в публичном поле (о ком писали газеты, чьи фотографии публиковались, чьи речи или песни транслировались по радио, кого показывали в кинохронике - там, например, можно было увидеть Магду Геббельс в окружении своих детей, но при этом элегантно и со вкусом одетую, жену Геринга Эмми Зоннеман и др.), были для многих немецких женщин моделями поведения - оказывается, можно быть одновременно матерью нескольких детей, женой, но при этом следовать моде и проявлять общественную активность, которая неизбежно принимала политическую окраску в силу природы режима.
Поэтому, подытожив сказанное, можно сказать - жизнь женщины в нацистской Германии вовсе не стоит характеризовать как "исключение из политической жизни". Политическая активность женщин в нацистском государстве просто была реализована иначе, нежели у мужчин и принимала иные формы, менее заметные для обывательского взора, но не перестающие быть основополагающими для бытия созданного Гитлером режима. И они были очень разнообразными - от воспитания собственных и чужих детей в духе нацистской идеологии до непосредственного участия в политических преступлениях нацистов (ведь участие, например, женщин-врачей и медсестер в "программе эвтаназии", которая осуществлялась под руководством одного из высших руководителей НСДАП рейхсляйтера Филиппа Боулера, в чудовищных "медицинских экспериментах" в немецких клиниках и концлагерях было в определенной мере так же политической деятельностью).
Я - простой инженер, выпускник МАИ. Интересуюсь историей, экономикой, экологией...  · 20 авг 2022
Нацизм из политической жизни исключал всех - не только женщин. При тоталитарном режиме политика отсутствует как феномен - нет легальной борьбы интересов и принятия коллективных решений на основе компромисса. Вместо этого всё население загоняется в политизированную массовку по поддержке фюрера и всех его действий - и из этой массовки женщин в 3 Рейхе не исключали... Читать далее
руководитель младшего звена.  · 4 авг 2022
Знаменитое нацистское "Киндер-Кирхе-Кюхе" - "Дети-Церковь-Кухня"… Видите ли: нацизм это крайнее проявление "идеологии лавочников" то есть т.н. "бюргеров". Бюргеры всегда придерживались традиционного взгляда на женщин, как на "хранительниц очага", "друга мужчины" или, вернее, на такое: "жена должна быть служанка на кухне, проституткой в постели.." Зачем нацистам было... Читать далее
История это скорее просто увлечение, хотя когда-то закончил исторический факультет...  · 4 авг 2022
Отнюдь не исключал. Наоборот идеал женщины кровей, идеал матери популизировался в жизни общества. Посмотрите фильмы женщины-режисера Лени Рифеншталь.
Лени Рифеншталь - это исключение. Она была пропагандисткой, которая. между прочим и сводила права немецких женщин... Читать дальше