Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Никита Михалков и Тимур Бекмамбетов раньше снимали хорошее ("Утомлённые солнцем", "Ночной дозор") кино, а сейчас снимают плохое? С чем это связано?

ОбществоКино+2
Ilya Perevedentsev
  · 3,4 K

Все это, конечно, из разряда гадания на кофейной гуще. Тем не менее, чтобы хотя бы что-то предположить, стоит взглянуть на биографию и фильмографию вышеназванных режиссеров за последние годы. Тимур Нуруахитович, начиная с 2006 года, когда уже отгремели "Дозоры", начал заниматься продюсированием картин, все реже самостоятельно садясь в режиссерский стул. Позиция режиссера и позиция продюсера, хотя и тесно переплетены, отражают две едва ли не противоположные концепции видения мира. Режиссер -- это про художественное начало, продюсер -- это про бизнес. Режиссер, владея пониманием того, как качественно донести историю до зрителя, все-таки идет от себя, от своего вкуса, от своих, там, душевных струн. Продюсер, ориентированный вовне, не дает режиссеру забыть об аудитории, заставляет учитывать струны общественные. Две эти профессии тянут одну повозку, но порой в совершенно разные стороны. Когда лебедь и рак оказываются внутри одного человека, может произойти парадокс. Любая активная профессия наносит на сознание человека свой отпечаток. Если ты одновременно работаешь садовником и современных художником-концептуалистом, рискуешь встретить непонимание хозяина сада по поводу чересчур смелых фигур некоторых кустов. При этом твои проекты в области ландшафтного дизайна могут стать новаторскими с точки зрения профессионального языка -- "Хардкор", "Убрать из друзей".  Плоды же искусства могут позеленеть и поскучнеть. История о том, что одному человеку сложно быть представителем одновременно двух очень разных профессий. 

Если гадать за Никиту Сергеевича, то опять же следует обратиться к узорам его биографии. В 1998 году он снял "Сибирского цирюльника", предпоследний его, как считается, любимый в народе фильм. В том же году стал председателем Союза кинематографистов, где вынужден был погрузиться в вещи, далекие от обычных будней снимающего режиссера. Тут и бюрократия, и власть, и свои политические игры. В 2007 снял политизированный "12". Из википедии: с 2009 года Никита Сергеевич организовал винодельческий бизнес в Италии. С 2007 года является членом совета директоров банка «Возрождение». Занимается продюсированием,  имеет в активах студию „ТРИТЭ“ и ООО «Брэдбери Лаб» (выпускает программное обеспечение), является совладельцем ИД «Сибирский цирюльник». Также ему принадлежит лесное хозяйство ООО «Тёмино-Лесное» и ООО «Тёмино-Павловское», занимающееся переработкой лесоматериалов, производством мебели и комплектующих для её производства. Вдобавок владеет долей в одном из крупнейших алмазообрабатывающих заводов России «ЧелПром-Даймонд». А потом еще общественно-политическая деятельность, да еще и сам как актер снимается, теперь вот еще свою Академию создал...

История кинематографа показывает, что чаще всего режиссеры, снимающие "хорошие" фильмы, занимаются только этими фильмами. Как только они начинают заниматься чем-то еще, магия исчезает. Душа художника -- хрупкий сосуд, а тут еще банально дефицит времени. Переключиться с одного на другое не успеваешь, и материал брать неоткуда -- художнику ведь прежде, чем снять, надо "набрать", а набирается из-за определенного рода занятости не та водица. Загадка "одряхления" таланта часто, как мне кажется, объясняется именно этим.

Очень интересно было читать, спасибо

Юрист, атеист, менталист, профессиональный беттер, киноман и кофеман, знаю английский...  · 10 сент 2016

Я бы ответил на этот вопрос таким образом: потому что сначала снимали фильмы ради искусства, ради самой идеи, а потом стали делать это исключительно ради денег. Но что делается ради денег, а не ради идеи, по определению хорошим и качественным быть не может. Это высказывание справедливо не только к кинематографу, а абсолютно ко всему.

Простой пример из кино - фильм брат 2, он сделан ради денег. Он из-за этого стал плохим и некачественным?

Хорошее и плохое понятия относительные. Например, фильм Хардкор -- первый полнометражный фильм, снятый полностью от первого лица камерой GoPro. Именно для этого фильма разработали специальную технологию стабилизации камеры Adventure Mask. Идея принадлежала Бекмамбетову, он и выступил продюсером фильма. Очень насыщенное кино, хотя я не любитель подобного жанра. Можно... Читать далее